При
работе в сфере полиграфии постоянно приходится иметь дело с
печатью черно-белых, серых полутоновых и цветных изображений
в составных (CMYK process) или простых (spot) цветах. Нередко
цветовая модель имеющихся в нашем распоряжении цифровых изображений
не совпадает с моделью, необходимой для конечного вывода на
печать. Например:
цифровые
камеры, планшетные и слайд-сканеры, а также графические станции
Photo CD значительно чаще представляют информацию в модели
RGB, а не CMYK;
иозникает
потребность печати цветных сканированных изображений или изображений
в формате Photo CD как черно-белых;
в процессе
работы кардинально меняется концепция оформления публикации.
По
этим и многим другим причинам работа с различными цветовыми
моделями и преобразования между ними ежедневно встречаются в
процессе редактирования изображений.
Преобразование
между цветовыми моделями, возможно, не самая творческая, но,
безусловно, одна из полезнейших составляющих процесса подготовки
изображений к печати. Способ преобразования в значительной степени
определяет конечное качество вашей работы. Небрежность на этом
важном этапе приводит к несоответствию цветов и потере интересных
нюансов в редактируемом изображении, что усложняет работу печатников.
Замечание:
Исправление цветоделения при печати нежелательно не только в
силу своей трудоемкости, но и потому, что это - результат плохой
работы.
Существует
три основных типа преобразований, с которыми приходится сталкиваться
дизайнерам и специалистам по допечатной подготовке:
преобразование
из модели RGB в CMYK (цветоделение);
преобразование
цветного изображения в черно-белое;
преобразование
цветного или черно-белого в полутоновое или двухцветное изображение.
Разумеется,
преобразование - это только первый шаг на пути изображения к
печати. Но выполненное корректно, с надлежащими программными
установками и подготовкой, оно, наравне с качественными исходными
материалами, позволяет получать окончательную версию оригинала
без лишних акробатических усилий и существенно упрощает дальнейшее
редактирование изображений.
Цветоделение
Всякий раз, преобразуя изображение из моделей
RGB, LAB или HSB в CMYK, вы являетесь настоящим специалистом
по цветоделению. Окончательная цветовая коррекция более эффективна,
если ее проводить в цветовой модели CMYK. Именно эта модель
ответственна за качество изображений после печати, поэтому следует
знать, как добиться наилучших результатов. Установка неправильных
параметров преобразования файла в формат CMYK может создать
трудности дизайнеру, специалисту по допечатной подготовке и
печатнику при получении правдоподобных цветов, четких деталей
и надлежащего контраста в окончательном варианте печатной продукции.
С
первого взгляда может показаться, что в этой мешанине сокращений
разобраться просто невозможно. Однако таинство искусства и науки
цветоделения сводится всего лишь к нескольким основным результатам.
Как много краски должно попадать на бумагу? Какой процент должна
составлять черная краска? И наконец, как сбалансировать цвета
CMYK так, чтобы получить наилучшую цветопередачу при минимальном
расходе краски?
Цветоделение
имеет свой жаргон, основные элементы которого появляются в большинстве
программ редактирования изображений. Продолжение этого параграфа
содержит краткий обзор наиболее важных терминов и аббревиатур,
с которыми вы можете столкнуться при использовании параметров
цветоделения. Но сначала рассмотрим основные правила преобразования
файлов в формат CMYK.
Избегайте
повторных преобразований
Сканированное или зафиксированное цифровой
камерой изображение, как и изображения в формате Photo CD, обычно
хранятся в цветовом пространстве RGB. Бывают случаи, когда вам
приходится постоянно пользоваться моделью RGB в силу специфики
выполняемой работы. Иногда отсутствует необходимая информация
из сервисного бюро, что не позволяет проводить цветоделение
до начала тоновой и цветокоррекции. В подобных случаях не производите
преобразование как можно дольше и используйте преимущества режима
предварительного просмотра (preview mode), поддерживаемого большинством
программ редактирования изображений.
Если
вы не уверены в своих силах, создайте копию оригинала изображения
перед началом цветоделения. Этим вы сохраните себе путь к отступлению.
Если по каким-то непредвиденным причинам вам приходится временно
преобразовать ваше изображение из цветового пространства CMYK
обратно в RGB и вы используете Adobe Photoshop, то наиболее
безопасный способ - осуществить промежуточное преобразование
в пространство CIELAB. Но не делайте это более одного раза.
При многократном преобразовании неизбежны потери. Однажды преобразованный
оригинал в формате RGB невозможно восстановить, даже используя
режим CIELAB, потому что цвета, лежащие вне палитры CMYK, отбрасываются
при каждом преобразовании.
Общее
количество краски
Каждой из красок CMYK можно приписать значение
от 0 до 100 процентов. Просуммировав эти значений для всех красок,
мы узнаем, какое общее количество краски будет нанесено в данной
точке страницы. Например, точка со значениями 67C54M53Y72K содержит
общее количество краски, равное 64 + 54 + 53 + 72 = 246 процентам,
что соответствует восприятию 90 процентов серого человеческим
глазом.
Конечно,
никто не может запретить вам присвоить какой-либо области изображения
общее количество краски, равное 400% (т. е. по 100% для каждого
компонента), но наверняка вас предостерегут от этого в сервисном
бюро. Причины этого связаны с особенностями взаимодействия краски
и бумаги при печати. При печати краски CMYK последовательно
наносятся на один лист бумаги четыре раза. Большая часть используемых
в печати красок - жидкие, и добавление очередной краски увеличивает
влажность бумаги. Таким образом, каждая последующая краска все
больше и больше расплывается и заполняет соседнее пространство,
как вода впитывается в промокашку. Увеличение влажности бумаги
приводит к укрупнению точки растра. В конце концов темные области
становятся неразличимо черными, и всякие надежды увидеть в них
детали растворяются как дым.
Предельное количество краски
Единственный способ сохранить детали в более
темных областях цветного изображения состоит в том, чтобы ограничить
общее количество наносимой на бумагу краски - отсюда происходит
термин предельное количество краски (total ink limit). Предельное
количество краски, наилучшим образом подходящее для данного
проекта, зависит от типа печатного процесса, быстродействия
печатной машины и характеристик бумаги. Для проектов, в которых
печать осуществляется на высокоскоростных рулонных офсетных
печатных аппаратах, использующих относительно дешевые, сильно
поглощающие краску типы бумаги (немелованная или газетная бумага),
рекомендуется устанавливать относительно низкие предельные количества
краски. Допустимое предельное количество краски выше для листовых
печатных аппаратов и качественных мелованных типов бумаги, которые
не слишком сильно поглощают краску. Как мы скоро увидим, меньшее
предельное количество краски связано с особыми трудностями при
настройке канала черного.
На
помощь приходит SWOP
Но какое значение предельного количества краски
задать для данного проекта и типа бумаги? Если вывод на печать
осуществляется на рулонном офсетном или ротогравюрном печатном
аппарате (как это имеет место при печати рекламы, журналов,
каталогов, книг и других коммерческих документов среднего и
большого объема), то можно руководствоваться набором стандартов,
сокращенно называемых SWOP (спецификации для рулонной офсетной
печати). Разработанные в 1970-х годах для печати журналов и
каталогов, стандарты SWOP модифицируются каждые несколько лет.
SWOP 1993 рекомендует максимальное предельное количество краски
300 процентов, причем значение 100 процентов может иметь не
более чем один цвет. На практике многие профессионалы в области
рекламы, издательства журналов и каталогов понижают этот предел
до 280 процентов, а при использовании бумаги более низкого качества
приблизительно до 260 процентов. С другой стороны, при печати
документов, содержащих цветные изображения, на мелованной бумаге,
максимальная плотность краски может иногда достигать 320 или
330 процентов, особенно если печать осуществляется на безводном
печатном аппарате.
Одним
из следствий строгого ограничения расхода краски является то,
что становится намного труднее воспроизводить интенсивные цвета.
Многое из той цифровой акробатики, которую профессионалы в цветоделении
проделывают над отдельными цветовыми каналами, нацелено на преодоление
этого недостатка. Система цветов HiFi color предлагает свое
решение этой проблемы - использовать дополнительные каналы и
особый набор красок, достигая таким образом более ярких цветов
при меньшем расходе краски.
Замечанне:
Стандарты ограничения расхода краски SWOP не всегда применимы
к газетам, брошюрам, книгам по искусству, художественным репродукциям,
коммерческой документации или другим документам, издаваемым
с помощью газетных, листовых или флексографических печатных
машин. Для этих типов печатных аппаратов очень сложно выработать
единые промышленные стандарты, так как параметры процесса печати
могут изменяться в весьма широких пределах. Если ваш проект
требует выхода за пределы стандартов SWOP, то убедитесь, что
ваше сервисное бюро имеет большой опыт работы с документами
подобного типа, и попросите их дать особые рекомендации.
Управление
каналом черного
Как уже было сказано выше, естественные примеси
в красках (особенно в голубой краске) препятствуют получению
на печати ярких оттенков голубого и зеленого. Ограничение количества
краски делает воспроизведение любых жизненных цветов еще более
проблематичным: с уменьшением предельного количества краски
в разделении возрастает доля черного по отношению к другим цветам,
что осложняет получение ярких цветов. Положение серьезное, но
не безнадежное. Одним из наиболее мощных средств исправления
этих недостатков является управление каналом черного (К). С
помощью правильной обработки канала черного при преобразовании
изображения в цветовое пространство CMYK можно лучше выделить
детали в областях тени и в местах переходных тонов, отличающихся
определенным контрастом. Более четкие детали и усиленный контраст
создают впечатление насыщенности и могут таким образом вызвать
субъективное ощущение более ярких цветов.
Изображения,
разделенные с использованием только трех красок по системе CMY,
могут оказаться недостаточно контрастными и выглядеть слегка
туманными, особенно в местах переходных цветов и в тенях. (В
частности, это справедливо для высококонтрастных, многокрасочных
изображений.) При цветоделении с использованием четвертого канала,
канала черного, те же самые изображения становятся четче, а
цвета живее благодаря эффекту выделения контуров черным цветом.
Однако,
чтобы добиться идеальных цветов, недостаточно просто добавить
черный цвет. Для достижения истинно профессиональных результатов
вам надо задуматься над тем, сколько именно черного добавить,
в каких местах его добавлять и как правильно сбалансировать
распределение красок между каналом черного и другими каналами.
Отвечать
на эти вопросы приходится, принимая решения относительно величины
генерации черного, предельного количества черной краски, GCR,
UCR и UCA.
Генерация
черного
Операторы печатных машин могут в некоторой
степени повлиять на количество и состав краски, наносимой на
страницы вашего документа; так что, если вы подготовили проект
не совсем идеальным образом, у них еще есть возможность внести
собственные исправления. Вы можете дать им еще больше возможностей
для исправления, если клише черного не слишком плотно.
Создавая
цветоделение типа GCR, в Photoshop и других ведущих графических
пакетах можно задавать уровень генерации черного (black generation).
Уровень генерации черного определяет полное количество черного
цвета в изображении относительно трех остальных цветовых клише;
для большинства типов изображений рекомендуется выбирать для
этой величины значение light (низкий), что соответствует минимальному
количеству черного цвета, необходимому, чтобы выделить контуры
и усилить контраст и видимость деталей; традиционно такой режим
называется скелетным черным (skefeton black). Если в процессе
цветокоррекции вам когда-либо придется увеличивать в изображении
уровень черного цвета, то, начав со скелетного черного, вы освободите
себе пространство для маневра, не загрязнив остальные цвета.
Совет:
Предельное количество краски не изменяется от того, используете
ли вы три цветовых клише или четыре. Поэтому, усиливая клише
черного цвета, вы обязательно забираете цвет из трех остальных.
Содержание
изображения и параметры вывода не печать могут помочь определить
желаемую величину генерации черного. Для этого следует придерживаться
некоторых общих принципов.
Осветленные
и затемненные изображения - низкий (light), или скелетный
черный, следует использовать для изображений с распределением
тонов, смещенным в область черного, типа ночных сцен, и для
изображений с распределением тонов, смещенным в область светлого,
в которых все детали светлые. В изображениях ночных сцен обычно
стремятся сохранить как можно больше цветов и деталей, которые
пропадут, если клише черного цвета будет слишком плотным. Человеческий
глаз не очень хорошо воспринимает нарушения баланса цвета в
областях темных тонов, так что изображения с распределением
тонов, смещенным в область черного, можно практически полностью
оставлять в системе CMY. Изображения с распределением тонов,
смещенным в область белого, могут легко стать грязными и зернистыми,
если позволить просочиться больше чем капле черного.
Изображения
с существенными особенностями нейтральных тонов - изображения,
основная часть которых состоит из нейтральных или металлических
цветов - например, изображения городских зданий или монет, -
могут выиграть от применения умеренного или даже сильного уровня
генерации черного. Когда в центре внимания находятся элементы
нейтральных тонов (особенно наиболее светлые из них), главной
задачей становится избежание сдвига цвета. Увеличение количества
черного цвета в изображении помогает добиться более высокого
содержания нейтральных тонов, что улучшает общее цветовое восприятие.
Установки
процесса печати и контроль за качеством - если для вашего
проекта требуется предельное количество краски (280 процентов
и ниже), то в разделении автоматически будет содержаться относительно
больший уровень черного по отношению к остальным цветам. Поэтому
задание большого уровня черного нежелательно, если только это
не диктуется особенностями самого изображения. Также сводите
генерацию черного к минимуму, если из прошлого опыта вам известно,
что сервисное бюро в проектах данного типа обычно переусердствует
с черным цветом.
Риск
неверного совмещения клише - погрешности совмещения цветовых
клише чаще встречается в документах, напечатанных на высокоскоростных
рулонных офсетных или ротогравюрных печатных аппаратах, чем
в документах, напечатанных с помощью более медленных листовых
машин. Последствия этой ошибки менее очевидны при погрешности
совмещения черной печатной формы, чем одной из остальных цветоделенных
печатных форм. Поэтому для некоторых изображений, выводимых
на печать на более высокоскоростных печатных машинах, допускаются
средние и высокие степени генерации черного.
Предельное
количество черной краски - во многих графических пакетах
не достаточно просто определить, сколько черного добавлять к
изображению; необходимо, кроме того, определить максимально
допустимое значение черного, называемое предельным количеством
черной краски (black ink limit). На значение этой величины для
данного проекта влияют параметры процесса печати и свойства
бумаги, но типичные значения лежат между 70 и 90 процентами,
меньшее значение для печати на бумаге низкого качества (типа
газетной бумаги) на высокоскоростных печатных машинах, а большее
для печати на мелованной бумаге на листовых печатных машинах.
Например, если изображение печатается на мелованной бумаге с
применением рулонной офсетной печатной машины (полагая предельное
количество черной краски равным 300 процентов), то значение
самых темных точек в тени, все еще содержащих различимые детали,
окажется равным приблизительно 80C70M70Y70K, а цвета с более
низкими значениями яркости будут выведены на печать как черные.
Совет:
На значения предельного количества черной краски и самого темного
различимого на печати цвета оказывают влияние многие факторы
- такие как наличие глянцевого покрытия на бумаге и порядок,
в котором печатаются цветоделенные печатные формы. Мелованной
бумаге самого высокого качества соответствует предельное количество
черной краски 100 процентов; для брошюр, печатаемых на мелованной
бумаге, обычно используют предельное количество черной краски,
равное 90 процентам.
Алфавитная
путаница - GCR, UCA и UCR
Диапазоны тонов, при печати которых будет
использована черная краска, не менее важны, чем количество генерации
черного и самое темное допустимое значение черного. Акронимы
способов цветоделения - GCR, UCA и UCR - олицетворяют различные
подходы к этой проблеме. Все три метода помогают решить проблемы
сохранения деталей и контраста, не вызывая излишнего расхода
краски.
GCR:
замена нейтральных элементов на черные - словосочетание,
сокращаемое как GCR (gray component replacement - замещение
серого компонента) имеет два общепринятых значения. Одно из
них происходит от теории, согласно которой в любом цвете преобладают
два из трех цветов CMY и именно они определяют цветовой тон,
в то время как третий цвет, называемый серым компонентом (gray
component) или нежелательным цветом (unwanted соlor), выполняет
функцию черного, затемняя и уничтожая цветовой тон при добавлении
его в слишком больших количествах. Красный, например, почти
полностью состоит из пурпурного и желтого, и при добавлении
уже небольшого количества голубого он становится грязным; поэтому
в областях преобладания красного цвета голубой является серым
компонентом. Термин "серый компонент" может также
относиться к приблизительно равным количествам голубого, пурпурного
и желтого цветов внутри какого-либо составного цвета, которые
вместе составляют нейтральный серый цвет. Черный цвет можно
свободно заменять на нейтральный или серый компонент цвета.
В
разделениях GCR нежелательный цвет, или нейтральный серый компонент,
заменяется на соответствующее количество черного. Общее количество
краски при этом уменьшается, так как черный в три раза эффективнее
затемняет цвет, чем эквивалентное количество голубого, пурпурного
и желтого. Использование черного для замены им других цветов
имеет то дополнительное преимущество, что при этом уменьшается
риск сдвига цветов, особенно в тех участках изображения, в которых
преобладают известные цвета, такие как металлические, телесные
тона, цвета некоторых видов продуктов или цвет неба.
В
типичном разделении GCR, при котором не применяется UCA, черный
помогает сохранить четкость цветов, преобладая в областях переходных
тонов, где важность контуров особенно велика. Черная краска
может использоваться при отображении цветов всего тонового диапазона,
замещая краски других цветов, когда общее количество голубого,
пурпурного и желтого превышает величину около 100 процентов.
Количество черного цвета возрастает постепенно, а затем резко
увеличивается в тонах, относящихся к областям тени, где глаз
уже с трудом различает цвета и элементы нейтральных тонов. Поэтому
изображения, в которых требуется сохранить яркие цвета во всех
тоновых диапазонах - светлом, среднем и темном, - лучше всего
подходят для разделения GCR.
UCA:
сохранение насыщенности цвета в тенях - сегодня метод GCR
является наиболее часто употребляемым методом цветоделения,
но и у него есть свои недостатки: в областях тени может не хватать
деталей, а черные тона могут становиться плоскими. Эти проблемы
особенно очевидны в изображениях с распределением тонов, смещенным
в область черного, состоящих в основном из более темных цветов.
Профессионалы
цветной печати знают, что оттенки черного и темные тона, составленные
из четырех цветов (CMYK), выглядят ярче, чем те же цвета, представленные
в основном (или исключительно) одним черным цветом. Чтобы сохранить
глубину и насыщенность цветов в темных тонах разделения GCR,
была разработана методика, известная под названием UCA (сокращение
от undercolor addition - добавление дополнительного цвета),
которая удаляет из более темных цветов некоторое количество
черного, добавляя вместо него голубой, пурпурный и желтый. Чем
выше величина UCA, установленная в разделении GCR, тем большее
количество черного цвета в темных областях изображения будет
заменено на цвета CMY.
Применяйте
метод UCA к изображениям, содержащим ночные сцены, к темным
изображениям вообще, к изображениям в стиле Рембрандта, отличающимся
сочными цветами середины цветового диапазона, соседствующими
с областями резких теней, и к документам, которые будут напечатаны
на бумаге с глянцевым покрытием. Избегайте применять метод UCA
к изображениям с преобладанием нейтральных тонов. И, поскольку
UCA скорее увеличивает, чем уменьшает, количество краски в теневых
тонах, наилучшие результаты достигаются в случаях, когда предельное
количество краски относительно велико и печать производится
на несильно поглощающих краску типах бумаги. За рекомендациями
обратитесь в сервисное бюро.
Совет:
Введение цвета в затененную область теней не влечет за собой
серьезного риска сдвигов цвета, поскольку глаз менее чувствителен
к сдвигу цвета в темных тонах, чем в светлых.
UCR:
усиление теней - если при разделении GCR черный цвет заменяется
на нейтральные тона CMY в любом тоновом диапазоне, то в методе
UCR (undercolor removal - удаление дополнительного цвета) замещение
происходит только в более темных областях, где черный цвет уже
присутствует. Это приводит к малому количеству черного или его
полному отсутствию в наиболее ярких областях изображения, небольшому
его количеству в тонах средней яркости и существенному в тенях.
Метод UCR уже давно применяется для уменьшения общего количества
краски в областях теней с одновременным улучшением восприятия
деталей изображения. Он наиболее полезен при печати изображений
на высокоскоростных печатных машинах с применением мелованной
бумаги - то есть в условиях, при которых малые сроки высыхания
краски способствовали бы проявлению более темных деталей. Основной
недостаток метода UCR состоит в том, что темные тона могут казаться
плоскими и неконтрастными, поэтому лучшие результаты получаются
для изображений, состоящих в основном из более темных нейтральных
объектов. С другой стороны, если изображение отличается яркими
цветами, соответствующими середине тонового диапазона и его
более темной части, применение метода UCR нежелательно: вместо
него следует использовать GCR с UCA.
Еще
один фактор, влияющий на преобразование значений цвета из стандарта
RGB в CMYK, - это установки процесса печати (press setup), то
есть совокупность типа печатного станка, набора красок и типа
бумаги, используемых на заключительном этапе процесса печати.
В некоторых программах каждый параметр устанавливается отдельно
в остальных (например, в пакете Photoshop в диалоговом окне
Printing Inks Setup) для определенных комбинаций типов бумаги
и наборов красок предлагается определенный тип печатного аппарата
или принтера.
Всегда
интересуйтесь в вашем сервисном бюро, какие краски будут применены
в данном конкретном случае Особенно важен правильный выбор набора
красок, потому что от него зависит баланс серого (gray balance)
- относительное количество каждого пигмента в разделении CMY,
необходимое для воспроизведения нейтральных полутонов без сдвига
цвета.
Тип
бумаги и увеличение размеров точки
Тип бумаги влияет на многие аспекты процесса
печати, но наиболее важным для процесса цветоделения является
степень увеличения размера точки растра. В большинстве случаев
мелованные типы бумаги отличаются наименьшим увеличением размера
точки растра, так как хуже всего впитывают краску. На немелованной
бумаге этот эффект проявляется сильнее, а худшей в этом отношении
является газетная бумага.
Однако
размер точки растра может изменяться в достаточно широких пределах
даже для одного и того же типа бумаги - по каждому конкретному
типу бумаги, выбранному для данного проекта, консультируйтесь
с вашим сервисным бюро.
Увеличение
размера точки растра достигает максимальной величины в диапазоне
тонов средней яркости и в области теней (что соответствует объектам
изображения средней и малой яркости). В Северной Америке увеличение
размера точки растра измеряется по точкам, соответствующим яркости
50 процентов, тогда как в Европе измерения проводятся для двух
точек, 40 и 80 процентов. Запрашивая информацию об увеличении
размера точки растра, имейте в виду, что сервисное бюро может
трактовать эту величину различными способами. Специалисты в
области печати, занимавшиеся этим делом еще до появления настольных
издательских систем, определяют увеличение размера точки растра
в относительных величинах, как процентную долю от точки 50 процентов.
Для этих "хранителей преданий старины" 20-процентное
увеличение размера точки растра означает, что точка 50 процентов
печатается со значением 60 процентов (50 процентов плюс 20 процентов
от 50-ти процентов = 50+10 процентов = 60 процентов). С другой
стороны, для специалистов, воспитанных на современном электронном
оборудовании, увеличение размера точки растра - величина абсолютная:
20-процентное увеличение размера точки растра говорит о том,
что точка 50 процентов будет напечатана со значением 70 процентов
(простое сложение 20 процентов плюс 50). В большинстве графических
программ и программ, предназначенных для выполнения цветоделения,
используется именно этот, абсолютный метод. Выясните опытность
человека, от которого получаете информацию, и проверьте, каким
способом он определяет увеличение размера точки растра, чтобы
убедиться, что ваше программное обеспечение и реальные физические
устройства говорят на одном языке.
Существует
распространенное ошибочное мнение об установке увеличения размера:
точек растра в Adobe Photoshop. Многие пользователи считают,
что установка определенного значения увеличения размера точек
растра автоматически скорректирует значения цветовых компонентов
изображения, чтобы скомпенсировать ожидаемое растискивание точек.
На самом же деле установка процентного значения увеличения размера
точек растра вызывает потемнение изображения на экране, так
чтобы вы визуально смогли скомпенсировать его с помощью тоновых
кривых. После того как вся необходимая информация для проведения
корректного цветоделения собрана и изображение уже преобразовано,
самое время перейти к настройке тона и цвета.
От
цветного к черно-белому
В последние годы наблюдается всплеск количества
черно-белых объявлений в крупнейших журналах для потребителей
и большое количество примеров печати небольшим количеством монохроматического
цвета в сочетании с серым полутоновым окружением. В конце концов,
те из вас, кто занимается рекламой, знают, как важно сохранять
две копии изображения для различных рынков - одну в цвете, а
другую - черно-белую.
Итак, черно-белым изображениям есть место
под солнцем. Однако с распространением возможностей цвета даже
на наиболее скромные цифровые камеры и настольные сканеры получение
уже оцифрованных изображений уже в цвете становится все более
общей практикой. Вам остается только извлечь высококачественное
черно-белое изображение из оригинала в цветовой модели RGB или
CMYK, качество которого может оказаться как великолепным, так
и весьма посредственным. Вот тут-то и возникают трудности. Каким
образом совершить превращение изображения из цветного в черно-белое,
не принося в жертву важных деталей, контрастности и четкости?
Это не простой вопрос, но общие принципы ясны. Более того, у
вас есть инструменты, чтобы сделать это численно.
Почему черно-белые изображения оказываются
безжизненными
Вы преобразовали два изображения из цветных
в черно-белые без предварительной обработки. Первое из них великолепно
преобразовалось без потери контрастности и детализации, в то
время как второе стало мутным и безжизненным, хотя оба цветных
оригинала имели эквивалентное качество. Что же произошло?
Удручающее впечатление происходит от того,
что в цвете могут реализовываться вплоть до трех различных типов
контрастности, в то время как черно-белые изображения обладают
только одним.
Яркостный контраст, или контрастность
уровней яркости, - это единственный общий тип контраста
для черно-белых и цветных изображений. Если цветное изображение
содержит большое количество переходов от светлого к темному,
то оно будет переводиться в черно-белое почти без потери качества.
Цветовой контраст характерен только
для цветных изображений. Например, пурпурный и зеленый - это
дополнительные цвета. Однако после превращения этого изображения
в черно-белое оттенки теряются и детали листьев становятся неразличимыми.
И мы также воспринимаем различия чистоты цвета близких тонов
как контраст. Но, когда мы делаем изображение черно-белым, оба
объекта имеют идентичные уровни яркости. В результате практически
полностью исчезают детали изображения.
Некоторые, но далеко не все, цветные изображения
без дополнительной обработки хорошо преобразуются в черно-белые.
Однако ситуация не безнадежна. Когда вы сталкиваетесь с цветным
изображением, не вполне подходящим для преобразования в черно-белое,
один из следующих рецептов обязательно поможет вам спасти качество
изображения.
Научитесь определять тип
контраста на изображении.
Немного увеличьте контраст
яркости на оригинальном цветном изображении перед превращением
в черно-белое.
Поработайте с отдельными
каналами для выбора какого-либо канала с наибольшей яркостной
контрастностью.
Оценка контрастности цветных изображений
Учитесь критически оценивать цветные изображения,
это поможет определять присутствующие в них типы контраста (их
может быть больше одного). Вооруженные такой информацией, вы
сможете принять решение о том, что следует предпринять для оптимизации
яркостного контраста, если это необходимо.
Специалисты не пришли к единому мнению, в
какой модели, RGB или CMYK, следует производить операции повышения
контрастности. Поскольку великолепные результаты могут достигаться
и в том, и в другом случаях, имеет смысл работать в цветовой
модели, в которой изображение оцифровывалось: RGB - для сканированных
настольным сканером и полученных с помощью цифровой камеры;
и CMYK для сканированных барабанным сканером оригиналов. Рассмотрим
оба подхода и Вам предстоит выбирать самостоятельно.
Оценка контраста и преобразование из модели
RGB
Начните с просмотра каналов
RGB, для того чтобы обнаружить, какой из них обладает наибольшим
потенциальным контрастом. В этом вам помогут существенные
особенности изображения. Портреты, фотографии моделей и другие
подчеркивающие тона кожи изображения наилучшим образом преобразуются
в черно-белые, если выделить один лишь красный канал и несколько
его затемнить. Виды природы, на которых изображены растения,
как правило, лучше всего преобразовывать, используя зеленый
канал, в то время как виды моря хорошо преобразуются с использованием
синего.
Если ни один из каналов
не выглядит подходящим, чтобы на его основе создать черно-белую
версию, рассмотрите возможность слияния двух RGB-каналов.
Оценка контрастности в модели CMYK
Многие специалисты по обработке изображений
предпочитают получать черно-белое изображение из цветного оригинала
в модели CMYK, считая, что большее число каналов предоставляет
больше возможностей настройки. Придерживайтесь следующей последовательности
действий для оценки возможностей преобразования изображения
из режима CMYK в серое полутоновое:
Если изображение изначально
представлено в модели RGB, начните с его преобразования в
CMYK. Убедитесь, что параметры цветоделения установлены корректно.
Просмотрите гистограмму тонов
для изображения в целом. Если цвета сконцентрированы в одной
тоновой области, то данное изображение будет иметь низкий
яркостный контраст. Если же цвета равномерно распределены
по тоновому диапазону, то прогноз будет более благоприятным.
Наилучшим вариантом тоновой гистограммы оказался бы такой,
при котором наблюдались бы возвышения по краям и чередование
пиков и долин в центральной области, а не просто колоколообразный
профиль.
Для определения того, какой
из каналов CMYK имеет приемлемый уровень яркостной контрастности,
а в каких его следует повышать, просмотрите каждый из каналов
CMYK и его тоновую гистограмму.
Если из тоновой гистограммы
следует, что надо усилить яркостный контраст, то для успеха
преобразования необходимо решить, какие из объектов на изображении
следует выделить. Для них придется увеличить уровень контрастности,
чтобы сделать видимыми скрытые детали.
Используя инструмент "пипетка",
исследуйте области важных объектов, а также тех, в которых
хотите повысить контрастность. Почувствуйте различия в процентном
содержании серого на этих объектах и типы преобладающего контраста:
цветового, смешанного или контраста чистоты цвета. Стратегия
улучшения будет различной для каждого типа.
Превращение цветного изображения в серое
полутоновое
Определить, где следует усилить яркостный
контраст, - это сложная задача; а само по себе усиление, вообще
говоря, является простой процедурой, независимо от того, работаете
вы в режиме RGB или CMYK. По сравнению с коррекцией цветов для
цветного вывода на печать, их коррекция для преобразования в
черно-белое изображение имеет Некоторые преимущества. Вам не
нужно заботиться о том, как необычно начинают выглядеть цвета
в процессе работы, и беспокоиться о возникающих сдвигах цвета:
для выделения деталей в пределах
заданного диапазона яркостей сделайте тоновую кривую более
пологой в этом диапазоне и более крутой в соседних (более
ярком и темном, чем заданный).
для усиления контраста между
близкими цветами сделайте тоновую кривую более крутой в диапазоне
этих тонов.
если основной вид контраста
на изображении - контраст между оттенками, сосредоточьте усилия
на каналах, управляющих этими печатными цветами. Учитывайте
как первичные цвета (голубой, пурпурный и желтый), так и дополнительные:
голубой управляет красным, желтый - синим, а пурпурный - зеленым.
Если хотите иметь дело с другими цветами, например, оранжевым
или фиолетовым, работайте с комбинацией каналов.
если преобладает контраст
чистоты одного из цветов, то основное внимание следует уделить
каналам, управляющим менее чистыми цветами.
Как правило, более эффективной является работа
по устранению изъянов в отдельных цветовых каналах, а не попытки
одним махом настроить изображение в целом.
Другие стратегии усиления контраста
Приведенные выше примеры отражают лишь несколько
приемов увеличения яркостного контраста перед преобразованием
изображения в черно-белое. Существует еще несколько подходов,
которыми вы сможете пользоваться:
смешайте канал RGB или CMYK
с наибольшим контрастом в контекстно важных областях изображения
с каналом, имеющим наименьший контраст в них. Затем подставьте
полученный новый канал на место наименее контрастного. Для
использования этого усложненного метода необходим опыт по
определению процентных соотношений смешивания и наиболее важных
для манипулирования диапазонов яркости;
поднимите контрастность черного канала изображения в модели
CMYK. Воспользуйтесь S-образной тоновой кривой в тоновых областях,
требующих улучшения контрастности и детализации.
Совет: Получение качественного серого полутонового
изображения - основа для создания хорошего двухцветного изображения
из цветного оригинала.
Цветное сканирование для черно-белого
вывода на печать
Может случиться, что вам придется сканировать
цветное изображение, которое будет выводиться на печать в черно-белом
виде. Как сканировать: в цветном или в черно-белом режиме? Лучше
делать это в цвете. Цветные изображения обладают большим потенциалом
для получения хорошего черно-белого изображения, чем серые полутоновые,
поскольку непрофессиональные фотографы не склонны отказываться
от цвета, даже используя черно-белую пленку. Не менее важно,
что цветная пленка за последние годы испытала большее числе
технологических усовершенствований, чем черно-белая. Если в
недавнем прошлом цветные пленки обеспечивали лишь посредственное
качество, смягчая изображения и понижая четкость, сегодняшние
цветные пленки по своим характеристикам практически не уступают
черно-белым. Заключение: пользуйтесь преимуществами цвета при
фотографировании и сканировании, а затем, используя пакет редактирования
изображений, создавайте великолепные черно-белые изображения.
Начинайте преобразование с наиболее существенно влияющего на
результат цветового канала.