Средства
редактирования цифровых изображений вносят точность в процесс
настройки цвета для вывода на печать. Редактируете ли вы кривые,
меняющие значения оттенка или насыщенности, или смешиваете несколько
каналов - эти инструменты позволяют улучшить исходное изображение
с точностью, недоступной традиционным методам. Цифровые инструментальные
средства позволяют согласовать цвета высококачественных оригиналов
(если такое согласование является целью) или добиться максимального
улучшения не слишком хороших изображений.
С
момента появления настольных компьютерных технологий началась
демократизация процесса редактирования изображений, что привело
к опасной неоднозначности терминологии. Так, мы употребляем
термин "коррекция цвета" с легкостью, которая заставляет
вздрогнуть опытных профессионалов в области цветоделения. Появление
расплывчатой терминологии связано с увеличением открытости этой
области деятельности. С технической точки зрения цифровую настройку
цвета можно разделить на два основных вида: балансирование цвета
и коррекция цвета.
балансирование
цвета имеет отношение ко всем настройкам, которые можно делать
в цветовом пространстве RGB или CMYK, используя кривые, уровни
и другие инструментальные средства, позволяющие управлять
уровнями тонов методом "канал за каналом". Методы
балансирования цвета изменяют отдельные цвета, но таким способом,
который воздействуют и на другие цвета в изображении. Например,
используя тоновые кривые, вы физически не можете удалить или
добавить некое абсолютное количество данного цвета, точно
так же, как вы не можете уменьшить количество каучука в резиновом
изделии. Вы можете только растянуть резиновую ленту так, чтобы
она стала более-менее тугой. Точно так же кривые и другие
инструментальные средства балансирования цвета позволяют вам
только перераспределить цвета в изображении. Конечно, перераспределение
само по себе творит чудеса, позволяя скрывать нежелательный
цвет, пряча его в тоновые диапазоны, где он не так заметен,
или концентрируя его в тех областях, где его присутствие дает
наибольшую выгоду.
коррекция
цвета относится только к манипуляциям, которые изменяют цвет
без воздействия на другие цвета - например, фактическое удаление
красного, зеленого или желтого цветов из изображения. Такую
корректировку можно сделать только в цветовых моделях, базирующихся
на световом определении цвета, как, например, HLS, или с использованием
средств, которые моделируют корректировки типа HLS (функции
Hue/Saturation, Replace Color или Selective Color в Adobe
Photoshop).
Рассмотрим
наиболее общие методы корректировки цвета, с которыми приходится
сталкиваться ежедневно: проблемы с оттенками цвета, усиление
важных цветов и предметов, ослабление темных цветов, ослабление
чрезмерно ярких цветов, усиление контраста и четкости контура
с помощью нежелательного (компонент серого) цвета, а также точное
согласование цветов.
Основные
правила
Есть основные правила метода настройки цвета:
Избегайте
искушения выбирать и манипулировать ограниченными областями
изображения. Зачастую, если цвет выглядит неправильно в одной
области, то проблемы с ним возникнут и во всем изображении.
Корректировка всего изображения не только разрешит очевидные
проблемы, но также затронет и те, которые не так легко увидеть.
(Если изображение действительно требует локального исправления,
вам следует обработать эту область после корректировки изображения
в целом.)
Вносите
изменения методом "канал за каналом". Выполнение
глобальных исправлений не означает корректировку составного
цветного изображения. Обычно легче добиться наилучших результатов,
корректируя каждый канал отдельно. Часто можно решить проблемы
с цветом и деталями, регулируя значения одного канала: например,
канала черного цвета, канала, дополнительного к оттенку цвета
(голубой для красного, например), или канала, в котором больше
всего недостает деталей. Если задача более сложна, то, работая
с каждым каналом различными способами, можно получить наилучший
вариант.
Работайте
в оптимальной цветовой модели. Чаще всего это будет CMYK для
балансирования цвета (или RGB с предварительным просмотром
в CMYK, если у вас нет необходимой информации, чтобы преобразовать
изображение в CMYK). Для коррекции основных цветов лучше всего
работать в модели HLS, если только вы не используете приложение,
которое позволяет делать корректировки типа HLS, находясь
в режиме CMYK или RGB.
Каждое
изображение уникально. При наличии таких средств, как предварительно
заданные кривые, всегда хочется использовать их слишком часто.
Но, если поставить вопрос шире, условия освещения, содержание
цвета и метод оцифровки меняются для каждого изображения,
следовательно, корректировка цвета для каждого изображения
также будет меняться. Сохраните некоторое количество предварительно
установленных кривых, но относитесь к ним как к шаблонам,
которые придется менять вручную разными способами для каждого
изображения. Единственное исключение из этого правила: если
на всех изображениях для вашей публикации показаны одни и
те же предметы, зафиксированные при контролируемых условиях
освещения, например студийные фотоснимки, то обрабатывать
их следует однотипным образом.
Нейтрализация
сдвигов цвета
Растровые изображения делятся на две категории:
фотореалистические изображения, в которых преобладают правдоподобные,
"жизнные" цвета, и оригинальные иллюстрации, в которых
цветовое воображение часто преобладает над реалистическим цветом.
Одна из наиболее важных задач при улучшении фотореалистического
изображения - это определить, имеются ли в нем какие-либо нежелательные
сдвиги цвета, и если да, то нейтрализовать их.
Сдвиг
цвета - это любой нежелательный оттенок, который влияет
на изображение (или же ограничивает тоновые диапазоны изображения).
Ключевое слово - нежелательный. Некоторые сдвиги цвета, как,
например, теплый желто-красный оттенок, хорошо заметный на фотографиях,
снятых незадолго до заката, помогают создать атмосферу и расширить
визуальное восприятие. Так что не думайте, что вы должны вслепую
обрабатывать каждый обнаруженный сдвиг; оцените суть предмета
и цель, с которой публикуется то или иное изображение. Если
оттенок поможет передать идею, то сохраните его.
Прежде
чем нейтрализовать сдвиг цвета, нужно сначала его обнаружить.
Многие сдвиги цвета легко обнаружить визуально, если только
вы знаете, где искать. Обычно они наиболее очевидны в объектах,
которые изображаются в нейтральных цветах, при рассеянном освещении
или в хорошо знакомом цвете. Но никогда не полагайтесь только
на глаза; чтобы убедиться наверняка, используйте инструмент
"пипетка" или показатели экранного денситометра.
Сдвиги
цвета в нейтральных тонах
При оценке изображения на наличие возможных
сдвигов цвета просмотрите сначала нейтральные зоны, особенно
белые или светлые оттенки серого, так как глаз наиболее чувствителен
к оттенкам в наиболее светлых областях. Ваш главный союзник
в этих поисках - диаграмма балансирования серых тонов, которую
нужно создать для каждого проекта и которая обеспечит вас эквивалентами
серых полутоновых значений в CMYK для всего тонового диапазона,
который можно воспроизвести при печати.
Если
изображение содержит объекты, которые должны печататься как
зеркальные блики - либо абсолютно белые, либо как блестящие
отражения без деталей, - то все значения CMY должны быть нулевыми.
Рассмотрим значения цветов в области с помощью инструмента "пипетка";
значения голубого, пурпурного или желтого цветов, превышающие
значения наиболее яркой области на предмете, который должен
быть отпечатан как зеркальный блик, указывают на то, что присутствует
сдвиг цвета.
Совет:
Вероятно, что сдвиг в одном тоновом диапазоне воздействует и
на другие тоновые диапазоны. Избегайте выбирать только обрабатываемый
предмет и корректировать его цвет отдельно. Исключение из этого
правила: перекрестные сдвиги цвета, вызванные химическим процессом
обработки пленки. В этом случае оттенки дополнительных цветов
- пурпурного и зеленого, например, - появляются в противоположных
концах тонового диапазона.
Не
полагайтесь только на глаза при исследовании серых предметов
в цветном изображении - окружающие цвета могут нарушить восприятие
нейтральных тонов. Исследуйте избранные серые полутоновые предметы
с помощью инструмента "пипетка", а затем сравните
полученные значения с диаграммой балансирования серого цвета
для вашего проекта. Если значения голубого и пурпурного или
желтого цветов сильно отличаются от значений в диаграмме, то
цвет в изображении определенно неверен.
Изображения,
которые не содержат нейтральных предметов, могут быть не самым
благодатным объектом для поиска сдвигов цвета, но не все еще
потеряно. Если изображение содержит по крайней мере некоторые
диффузные элементы наибольшей яркости, то можно определить проблему
визуально, так как сдвиги цвета лучше видны, если находятся
в более светлых областях. Так, пастельные цвета не являются
нейтральными (бежевый, к примеру, содержит больше желтого, чем
голубого или пурпурного, а светло-синий содержит намного больше
голубого и пурпурного, чем желтого), но с опытом вы начнете
предугадывать направление, в котором, вероятно, сдвигается любой
светлый цвет. Проверьте еще раз свое визуальное восприятие с
помощью инструмента "пипетка".
А
что, если изображение не содержит ни нейтральных тонов, ни диффузных
зон с высокой яркостью? Никаких проблем. Большая часть изображений
содержит один или не сколько универсально распознаваемых цветов
называемых знакомыми цветами - знакомые объекты, такие как трава,
небо, цвет кожи животные или распространенные продукты типа
мяса, фруктов или овощей. Так как знаем, как должны выглядеть
эти цвета, глаз немедленно реагирует на любые изменения оттенка.
Ниже
приводятся типичные близкие значения цвета для некоторых общепринятых
знакомых цветов. Важно учитывать, что, когда речь идет о знакомых
цветах, наибольшее значение имеет соотношение между основными
цветами CMY, а не их абсолютные значения. Даже при точном соответствии
фактические значения могут немного отличаться на разных изображениях,
не имея никаких сдвигов, поскольку каждый цвет можно передать
различными комбинациями красок CMYK. Конечно, имеется много
других знакомых цветов; вы можете изучить их, исследуя точные
значения цветов в изображениях без нежелательных сдвигов цвета.
Небесно-голубой
- 60C23MOYOK. Пурпурный не должен превышать 40% от значения
голубого цвета; в противном случае синий приобретает фиолетовый
оттенок.
Лимонно-желтый
- 5C18M75YOK. Большее содержание пурпурного приводит к
красноватым оттенкам; голубого - к затемнению желтого.
Кавказские
лица - 18C45M50YOK. Здесь отклонения могут быть только
очень маленькими. Пурпурный и желтый всегда должны быть практически
равными (желтого только на 0-20% больше, чем пурпурного),
с более низкими значениями для более бледной кожи. Голубой
дает впечатление загара, но не должен составлять больше 40%
желтого.
Восточные
лица - 15C40M55YOK. Желтого может быть больше, чем пурпурного,
по сравнению с предыдущим случаем.
Черные
лица - 35C45M50Y28K. Опять-таки голубой придает коже коричневый
оттенок, но соотношение между голубым и желтым остается более
или менее постоянным.
Выявление
неярко выраженных сдвигов цвета
Не все сдвиги цвета можно обнаружить невооруженным
глазом. Вероятно, вы обнаружите сдвиг, если увидите дисбаланс
в белой или серой полутоновой области, в знакомом цвете или
в основном предмете изображения, если он имеет светлый тон.
Однако вряд ли вы визуально обнаружите оттенки в тех случаях,
когда исследуемые объекты подчиненные, малого размера, их цвета
находятся в средних или более темных диапазонах, если эти объекты
окружены яркими контрастными цветами или многоцветными деталями.
Изображение, содержащее такие предметы, придется исследовать
с помощью инструмента "пипетка", используя нейтральные
участки и знакомые цвета как надежные контрольные точки.
Нейтрализация
сдвигов цвета
Перед тем как принимать какие-то меры по нейтрализации
сдвига цвета, который вы обнаружили в изображении, подумайте,
действительно ли не устраивающий вас цвет (белый, серый или
какой-то другой) должен быть нейтральным в напечатанной иллюстрации.
Это - субъективное мнение; не существует единственно правильного
универсального ответа.
Также нет единственно правильного способа нейтрализовать сдвиг
цвета. Есть два основных метода: методика цветового баланса
с использованием кривых, действующих на все цвета, и методика
цветокоррекции, действующий только на ограниченный набор цветов.
Каждый из них имеет преимущества при определенных обстоятельствах.
Независимо от того, какую методику вы используете, в большинстве
случаев не следует выбирать конкретную область, в которой оттенок
является наиболее очевидным. Согласование цветов одновременно
во многих каналах для всего изображения обычно дает намного
лучшие результаты, решая проблемы, связанные с контрастностью
и детализацией, которые вы могли бы и не заметить.
Зачастую
сдвиг цвета вызывает больше всего проблем лишь в ограниченных
диапазонах яркости, и нет необходимости уменьшать его равномерно
для всего изображения. В таких случаях настройка только глобальной
кривой CMYK может быть наиболее эффективным способом нейтрализации
оттенка. Кривые предполагают большую степень управления как
количеством изменения цвета, так и изменяемыми тоновыми диапазонами.
Сдвиги
цвета: итоги
Ниже перечислены основные принципы, которые
надо соблюдать при оценке и коррекции сдвигов цвета.
найдите и
измерьте цвет в эталонных точках - сначала нейтральных, а затем
знакомых цветов.
Будьте готовы
к тому, что сдвиг создан несколькими каналами.
Для нейтрализации
сдвига рассмотрите канал, представляющий цвет, дополнительный
к цвету сдвига. Пурпур убивает зеленый цвет; голубой убивает
красный; а желтый цвет убивает синий.
Многие сдвиги
цвета наиболее сильны в некоторых тоновых диапазонах. Сглаживание
кривой для уменьшения цвета в одном диапазоне означает, что
вам придется сделать кривую того же цвета в каком-то другом
диапазоне круче. Выбирайте этот другой диапазон осторожно. По
возможности выполните регулировку там, где этот цвет используется
незначительно, или в темной области, где цвет не будет столь
заметен. Для проверки результатов используйте диаграмму полутонового
цветового баланса.
Если нужно
изменить неправильный цвет отдельно от других, рассмотрите возможность
использования корректировок типа HLS.
Чтобы минимизировать
сдвиги цвета в нейтральных серых и трехчетвертных тонах или
в теневых областях, оптимизируйте канал черного цвета, а также
тщательно выберите установки цветоделения.
Улучшение
цифрового изображения для печати может принимать различные формы,
помимо удаления сдвигов цвета. Имеется целый ряд операций с
цветом, которые можно выполнить для того, чтобы усилить детали,
увеличить контрастность или насыщенность цвета, ослабить чрезмерно
яркие цвета или оживить тусклые. Инструментальные средства,
используемые для этих целей, а основная цель такого редактирования
состоит в том, чтобы выделить наиболее важные цвета и объекты
изображения.
Какова
бы ни была цель редактирования цвета, хорошей практикой является
первоначальное исследование изображения с помощью инструмента
"пипетка" для анализа распределения цветов по каналам.
Кратко исследуйте тоновые диапазоны, в которых каждый цвет наиболее
заметен, и тоновые диапазоны, в которых каждый цвет используется
меньше всего. Если вы будете использовать кривые для корректировки
цвета, то эта информация поможет решить, как подчеркнуть цвет
в важных областях за счет цвета в менее важных областях. При
использовании корректировки типа HLS для сдвига цвета из предварительного
анализа вы будете знать об областях, имеющих типичное цветосодержание,
что поможет разработать наилучшую стратегию коррекции изолированных
цветов.
Если
качество изображения в основном приемлемо и вы хотите только
подчеркнуть отдельные моменты, то нужно делать только очень
тонкие настройки.
Общее улучшение достигается за счет усиления контраста и/или
деталей. Увеличение резкости не является ни единственным, ни
даже наиболее эффективным инструментом для усиления контраста
и детальности туманного или серого изображения. Кривые, изогнутые
соответствующим образом, могут увеличить контраст там, где это
необходимо больше всего, повысить четкость деталей в тех областях,
куда вы хотите привлечь внимание, а также усилить цвета важных
объектов.
Исправление нежелательно цвета
Инь и Ян, свет и тень, пурпурный и зеленый
- противоположности, которые всегда взаимосвязаны и переплетены.
Нигде это правило не нужно так помнить, как в области цифровой
коррекции цвета. В любом цвете изображения два цвета модели
CMY преобладают, а третий цвет становится нежелательным. Нежелательный
цвет дает вам в руки силу (или мышь!), предоставляя тот же самый
тип управления контрастом и деталями, который мы обычно связываем
с черным каналом. Например:
более
крутая кривая канала дополнительного цвета улучшает яркость
цвета и изображения, которые в противном случае были бы скучными
и неживыми;
уменьшение
нежелательного цвета в темном тоновом диапазоне изображения
часто более эффективно повышает яркость цвета, чем простое
увеличение количества доминирующих цветов;
чрезмерно
яркие цвета могут быть ослаблены разумным увеличением нежелательного
или дополнительного цвета.
Изображения,
в которых основные предметы (или оттенки цветов), по большей
части красного, зеленого или синего цвета, являются основными
кандидатами для корректировки канала нежелательного цвета: красный
- дополнение голубого цвета, зеленый - дополнение пурпурного,
а синий - дополнение желтого цвета. Проблемы с не основными
цветами или с двумя доминирующими цветами немного сложнее, но
только потому, что приходится думать о двух дополнительных цветах,
а не об одном. В данном разделе вы видели несколько примеров
использования этой теории на практике.
Согласование
цветов
Точное согласование цветов - обычное занятие
для тех профессионалов в области печати, кто изготавливает документы
для рекламы и маркетинга. Это единственная область, в которой
необязательно правило, не рекомендующее создавать локальные
выделения для "устранения" проблемы цвета. Всегда
хорошо начать с настройки цвета для всего изображения, но если
внезапно приходится изменять цвет одежды, потому что у изготовителя
больше нет этой продукции на складе, то ничто не заменит локального
выделения. Хорошая стратегия точного согласования цветов заключается
в ежедневной или еженедельной калибровке монитора, подготовке
заключительной цветопробы и согласовании этой пробы как с оригиналом,
так и с монитором до вывода документа на печать. Очень важно
внимательно относиться к окружающему свету, так как необходимо
идеально согласовать цвета для условий освещения, в которых
заказчик будет их разглядывать.
Корректировки
типа HLS требуют особенной интуиции при согласовании цвета.
Изменение значений оттенка, насыщенности или освещенности с
помощью инструментов типа Hue/Saturation или Selective Color
пакета Photoshop часто более эффективно, чем корректировки кривой
целого изображения.
При выборе стратегии корректировки будьте внимательны к относительной
значимости предметов в каждом изображении. Делайте цветокоррекцию,
которая дает больше деталей, более четкие контуры и оживляет
наиболее существенные предметы (при необходимости за счет менее
важных).