Факторы,
влияющие на сканирование
Оценка исходных
изображений
Разрешение
Практическое
сканирование
Оценка исходных
изображений
Физическое
состояние
Тоновое
значение и экспозиция
Проверка
сдвига цветов
Резкость
Фактор среды
Физическое состояние
Оригиналы, которые вы получаете, по большей
части находятся не в самом лучшем физическом состоянии. Слайды
и прозрачные оригиналы поступают незащищенными, покрытыми
пылью, волокнами, поцарапанными, и на них такое количество
отпечатков пальцев, что можно было бы вычислить любого подозреваемого
преступника. Глянцевые отпечатки или иллюстрации поступают
смятыми или с подтеками. Большинство этих проблем возникает
из-за небрежной обработки, но это не снимает с оператора сканера
ответственности за их устранение. Сканеры печально известны
своим свойством усиливать существующие физические дефекты
оригинала, так что чем больше помех вы убираете перед сканированием,
тем меньше головной боли будет позже, при ретушировании, отнимающем
так много времени.
Всегда
держите оригиналы за края, чтобы избежать появления царапин,
отпечатков пальцев или других дефектов. И никогда не скрепляйте
фотоотпечатки или прозрачные оригиналы скрепками.
Пыль
и мусор
Пыль, волокна, волоски и тому подобный мусор
крайне легко пристает к оригиналам. Если его не удалить перед
сканированием, то он вызовет последствия. Такие дефекты заметны
на прозрачных оригиналах (слайдах, прозрачных носителях и
негативах), потому что свет проходит непосредственно через
них в процессе сканирования и любая пыль или царапины усиливаются.
К счастью,
мусор и пыль - самые простые типы физических дефектов, с которыми
приходится иметь дело. Можно удалить большую часть пыли воздухом
из груши или "консервированным воздухом" из флакона,
удерживаемого вертикально. Можно также воспользоваться кистью,
но только чрезвычайно мягкой - при касании пленок жесткими
щетинками можно поцарапать желатиновую эмульсию. И если нужно
сохранить оригиналы для последующего сканирования, предпринимайте
меры для их защиты от пыли. Используйте защитные антистатические
конверты для слайдов и прозрачных оригиналов, глянцевые оригиналы
можно хранить между картонными листами.
Предупреждение:
Храните барабан или пластину сканера всегда не тронутыми.
Если пыль и мусор присутствует в механизме сканера, то они
электризуются и пристают к любым оригиналам, которые проходят
через аппарат. Линза сканера также должна "замечать"
пыль на оригиналах.
Удаление
пыли и мусора после сканирования
Если все усилия по защите оригиналов были
безуспешны и пыль или волокна все-таки попали на сканируемое
изображение, то есть несколько способов редактирования, которые
можно использовать при ретушировании. (Эти методы годятся
и против царапин.) Некоторым промышленным графикам нравится
простота фильтра Dust & Scratches в пакете Photoshop,
но его установка должна быть сделана с тщательной настройкой,
для того чтобы предотвратить чрезмерное размывание изображения
с целью сглаживания различий в соседних тонах. Для достижения
наилучших результатов этот фильтр лучше применять к небольшим
участкам по отдельности, а затем использовать наложение нерезкой
маски или фильтр, подчеркивающий контур. Средства клонирования
помогут удалить остатки локальным воспроизведением неиспорченных
участков на запорченных областях. Если пыль или мусор попали
на изображение, попробуйте использовать низкие значения параметров
фильтра Photoshop Median, который предлагает интуитивный контроль
степени размывания, сопровождаемый приложением нерезкой маски
или подчеркиванием контура.
Царапины
и изломы
Плохая упаковка и небрежное обращение с
оригиналами может привести к появлению царапин и изломов.
Так же, как и пыль с мусором, из-за статического электричества
они наиболее заметны при сканировании, если оригиналом был
слайд, прозрачные пленки или негативы.
Можно разгладить
изломы перед сканированием, поместив оригинал между защитными
поверхностями, равномерно разместив вес сверху и оставив его
так на некоторое время. Это, конечно, требует меньшего количества
усилий, чем попытка восстановить потерянное изображение, когда
оно наполовину скрыто изломами.
Удалить
царапины с оригиналов труднее. Если царапина проходит через
области, где находятся важные детали, попробуйте получить
неповрежденную копию оригинала, или окажетесь перед перспективой
цифрового восстановления поврежденных деталей с неизвестным
результатом. На прозрачных оригиналах, если царапины появляются
в менее важных областях изображения и находятся на подложке
(задняя сторона пленки), а не на стороне, покрытой эмульсией,
можно сделать их менее видимыми, осторожно покрыв крошечным
количеством вазелина.
Отпечатки
пальцев
Отпечатки пальцев удалить сложнее, чем другие
остатки, потому что они состоят из кожных жиров, которые могут
изменять качество (и цвета) чувствительной эмульсии пленки.
Если отпечатки пальцев находятся на подложке пленки, то их
можно удалить мягким аппликатором, увлажненным в очистителе
пленки или в растворе денатурированного спирта. Однако, если
отпечатки пальцев появляются на эмульсионной стороне пленки,
жиры (и контуры линий), вероятно, уже навсегда абсорбировались
в изображение. Приготовьтесь потратить часы на ретуширование
и корректировку цвета, если нет возможности получить другую,
неповрежденную копию оригинала. Следуйте примеру профессионалов-фотографов
и всегда работайте с пленкой в белых хлопчатобумажных перчатках.
Тоновое
значение и экспозция
Как только вы закончили исследовать оригинал
на физические дефекты, возникает следующая задача - определить,
как распределены детали в диапазоне имеющихся в изображении
уровней яркости. Фактически, здесь имеется две проблемы. Сначала
нужно определить, в какой части тонового диапазона находятся
наиболее важные детали изображения. Они определяют тоновую
характеристику, или тональность, оригинала. Затем нужно оценить,
правильно ли изображение экспонировано - подходят ли уровни
яркости изображения для выделения деталей в тех или иных важных
областях. И тоновая характеристика, и экспозиция существенно
влияют на параметры, которые выбираются во время сканирования,
а также на решения, принимаемые в процессе редактирования
изображения для оптимизации выходного изображения.
Светлые,
темные и сбалансированные изображения
Можно классифицировать тоновую характеристику
любого оригинала как светлую, темную или сбалансированную.
Изображаемый предмет, замысел художника или фотографа, а также
время дня (для фотографических оригиналов), когда изображение
фиксировалось, - все это определяет тоновую характеристику
конкретного изображения:
- в светлом, или "снежном",
изображении объекты ярко высвечены. Фотография белого медведя
на снегу в полдень, например, содержит наиболее важные детали
в ярких, близких к белому областях типа медвежьей шкуры.
Такие наиболее светлые тона иногда называются диффузными
бликами. Промежуточные и теневые области белых изображений
содержат относительно немного деталей, представляющих интерес;
- темные, или ночные,
изображения скрывают наиболее важные детали в теневых областях,
с меньшим акцентированием на объектах в промежуточных и
светлых областях. Фотографии городских сцен ночью - хорошие
примеры темных изображений;
- сбалансированные изображения
- в которых детали, представляющие интерес, распределены
равномерно между темной и светлой областями или сконцентрированы
в цветах и тонах средней яркости, - являются наиболее общим
видом изображений, с которыми придется иметь дело.
Если у вас
есть опыт исследования оригиналов для сканирования, то вы,
вероятно, можете определить тоновую характеристику простой
визуальной проверкой. Серые полутоновые оригиналы в этом отношении
оценивать легче, потому что в них используются тона одного
цвета - черного. Анализ тоновой характеристики цветного оригинала
- менее поддающийся интуиции процесс, так как оттенки и уровни
насыщенности могут исказить восприятие яркости глазом. К счастью,
большинство программных пакетов, которые приходят вместе со
сканерами среднего и высокого класса, содержат такую утилиту,
как гистограмма, которая анализирует тоновую характеристику
оригинала до его сканирования.
Анализ гистограммы перед
сканированием
Гистограмма - просто визуальное отображение
того, как тона распределены на изображении. Многие программные
расширения для сканирования позволяют обработать неоцифрованный
оригинал до сканирования, а затем генерируют гистограмму.
Можно использовать информацию из гистограммы как основу для
решений относительно того, как изменить тоновую кривую изображения
при сканировании, для того чтобы подчеркнуть наиболее важные
детали.
Горизонтальная ось
гистограммы показывает распределение тонов между темным (слева)
и ветлым (справа), в то время как вертикальная ось показывает
долю изображения в каждом из тонов. Как видно из рисунка,
гистограммы темных изображений показывают более сильное смещение
к левой стороне тоновой карты; гистограммы сбалансированных
изображений имеют вид колокольчика с вершиной, близкой к центру;
а гистограммы светлых изображений отображают смещение тоновых
значений к правой стороне карты.
Изменение тоновой
кривой или значения параметра Гамма на основе тоновой характеристики
изображения
Как тоновое
распределение оригинала связано с решениями о режиме сканирования?
Очень сильно. По различным причинам большинство получаемых
продуктов не могут воспроизводить все тона оригинала - коммерческие
средства печати ограничены гаммой красок и характеристиками
бумаги, изображения мультимедиа имеют ограниченный цветовой
диапазон, а видеоизображения должны идти на компромисс между
глубиной цвета и разрешающей способностью кадра. При наличии
этих ограничений нужно выбирать то, что важно в оригинале,
и сканировать таким способом, который подчеркнет важные детали
за счет других. Понимание тоновой характеристики оригинала
поможет выбрать параметры сканера, которые не поставят под
угрозу качество вывода. Многие программные пакеты, которые
сопровождают средние и наиболее совершенные сканеры, позволяют
управлять или тоновой кривой, или значением параметра Гамма
оригинала (или и тем, и другим) в процессе сканирования. Оба
метода выполняют одинаковую задачу перераспределения существующих
тоновых значений оригинала; только тоновая кривая дает графическое
представление о процессе, а редактирование значения параметра
Гамма - цифровое.
Как изображено на
рисунке, идеальная диагональная тоновая кривая представляет
собой базовую линию неизмененного распределения тоновых значений.
Изменение этой кривой перераспределяет эти значения, повышает
степень детализации в некоторых тоновых диапазонах при снижении
этого уровня в других. (Нельзя иметь и то, и другое - усиление
в освещенных областях требует потери в теневых и наоборот.)
Если представить кривую, в которой горизонтальные значения
изменяются от светлого слева к темному справа, то редактировать
полученную перед сканированием тональную кривую, основанную
на тональности оригинала, нужно следующим образом:
- темные оригиналы - Перемещать кривую
вниз из центра и/или опускать ее левый конец, чтобы усилить
детали в тенях и полутонах, ослабляя или исключая детали
в освещенных областях;
- светлые оригиналы - Перемещать кривую
вверх из центра и/или поднимать вверх ее правый конец, усиливая
детали в освещенных областях и полутонах, уменьшая или исключая
количество деталей в затененных зонах;
- сбалансированные оригиналы - Если
они хорошо экспонированы, то только слегка измените кривую.
Если необходим больший контраст, то можно создать почти
S-образную кривую, ослабляя детали в освещенных и затененных
областях и немного усиливая освещенность средних тонов,
для того чтобы компенсировать увеличение размера точки при
печати.
Примечание: Используйте
эти инструкции наоборот, когда интерфейс сканера описывает
тоновый диапазон от темного слева к светлому справа.
Тоновые кривые дают
большие возможности управления, чем цифровые значения параметра
Гамма, так как можно редактировать тоновое распределение в
многих точках по тоновому диапазону. Однако, если интерфейс
программного обеспечения для сканирования позволяет вводить
лишь одно цифровое значение параметра Гамма, установите это
значение на 2,0 или даже больше для темных изображений, 1,2
или даже меньше для светлых изображений и около 1,8 для сбалансированных
изображений.
Оценка экспозиции
Экспозиция описывает степень, до которой
фотооригинал успешно фиксирует все важные детали, которые
намечал автор изображения. Можно сказать, что связь между
тональностью и экспозицией подобна связи между намерением
и выполнением - иногда намерения выполняются буквально, а
иногда выполнение ниже всяких ожиданий.
Если изображение в
целом более темное, чем должно быть, а в теневых зонах мало
деталей, то это изображение недодержано. Если оригинал более
яркий, чем должно быть, а детали в ярких зонах исчезли, то
оно передержано. Представьте фотографию уже упоминавшегося
белого медведя на снегу под очень ярким солнечным светом:
получившееся в результате передержанное изображение дало бы
только чистый белый (недостаток деталей) цвет там, где должны
были быть видны отдельные волоски.
Установка значений
параметра Гамма и/или тоновых кривых во время сканирования
может частично компенсировать плохо экспонированный оригинал.
Мы говорим "частично", потому что результаты зависят
от того, были ли тени или освещенные места полностью сведены
к черному или белому соответственно. Пусть гистограмма будет
вашим подсказчиком. Если гистограмма не показывает никаких
тонов вообще в одном из концов спектра, то можно, конечно,
перераспределить доступные тона, чтобы ввести какой-то цвет
или оттенки серого в нужных областях, но нельзя создать детали
"первоисточника", которых там не было изначально.
Прогноз хорош для оригиналов, которые могут быть темными или
светлыми, но где некоторые детали в освещенной или затемненной
областях все же существуют; в этих случаях все сводится к
усилению или ослаблению необходимых тоновых диапазонов, что
приводит к появлению скрытых деталей.
Проверка сдвигов цвета
Сдвиг цвета - нежелательное смещение к некоторому
оттенку, который превалирует во всем изображении. Фотографические
оригиналы часто подвержены этому.
Условия освещения,
при которых было сделано изображение, уникальные цветовые
характеристики данной марки пленки, аномалии в процессе обработки
- все может способствовать смещению к желтому, синему, зеленому
или красному. Если смещение цвета очень сильно, то это сразу
будет видно, но слабые сдвиги цвета слишком незаметны, чтобы
их обнаружить. Самый лучший метод для их обнаружения состоит
в том, чтобы сверить черно-белый отпечаток с шаблоном 18%
серого и сравнить тона с чистотой нейтральных (серых или белых)
цветов в оригинале. Сдвиг цвета в оригинале можно исправить,
изменяя тоновые кривые для отдельных каналов цвета в программном
обеспечении для сканирования.
Резкость
Сам процесс сканирования вызывает некоторую
потерю четкости в деталях цифрового изображения. Именно поэтому
более совершенные сканеры обеспечивают непрерывное увеличение
резкости и поэтому были разработаны инструментальные средства
увеличения резкости и фильтры программных пакетов для редактирования
изображения. Но средства цифрового увеличения резкости не
могут создавать детали, которых нет в оригинале. Надо убедиться,
что оригинал (или, по крайней мере, основная идея оригинала)
находится в относительно четком фокусе. Если фокус слегка
размыт, то, вероятно, средства цифрового увеличения резкости
могут помочь. Если фокус потерян, то придется серьезно подумать
об использовании нового оригинала.
Фактор среды
Заключительный фактор, рассматриваемый при
оценке художественных работ и документов для сканирования,
- источник оригинала. Среда, в которой оригинал был создан,
определяет некоторые установки сканера, которыми нужно воспользоваться,
чтобы достичь на входе максимально возможного качества.
Отражающие
оригиналы
Оригиналы на бумаге или других отражающих
носителях изначально имеют более узкий динамический диапазон,
чем прозрачные носители. Этот диапазон еще более сужается
после сканирования, частично потому, что сканеры должны быть
более чувствительны к отраженному свету, для того чтобы лучше
фиксировать цвета и тона таких оригиналов. И если конечная
цель - печать, то нужно будет еще больше сузить тоновый диапазон.
Фотоматериалы
Цвета на фотоматериалах через какое-то время
постепенно изменяются, так что нужно убедиться в том, что
фотоматериалы достаточно свежие. Кроме того, оригинал должен
быть на глянцевой, а не на матовой бумаге, потому что сканеры
усиливают текстуру, присущую среде. Если изображение существует
в двух видах: на пленке (которая имеет более высокий диапазон
плотности) и в печатном виде, а сканер может обрабатывать
и то, и другое, то лучше использовать пленку как более предпочтительный
оригинал.
Художественные
работы, выполненные от руки
Старайтесь избегать использования художественных
работ, выполненных на текстурных материалах, если, конечно,
не нужно фиксировать зерно бумаги вместе с изображением. Если
в оригинале используется несколько дискретных цветов, подумайте
о сканировании в 8-битном (а не в 24-битном) цветовом режиме,
чтобы сохранить впечатление дискретности цвета. Черно-белые
художественные работы, выполненные от руки, - также называемые
штриховой графикой - подвергаются риску исчезновения деталей,
если разрешающая способность недостаточно высока. Сканируйте
такие работы или в 1-битном режиме при разрешающей способности,
равной разрешающей способности устройства вывода, или в режиме
grayscale (значение параметра Гамма от 1,0 до 1,2) с разрешением,
не превышающим 1200 ppi.
Ранее напечатанное
изображение
Иллюстраторам и дизайнерам иногда нужно
использовать ранее напечатанные художественные работы в качестве
основы для новых художественных работ или как элемент большой
композиции. Ранее напечатанные документы тоже используются
часто для OCR. Исходное изображение уже имеет полутоновые
растры, так что если вновь отсканированный вариант нужно будет
печатать снова, то существует риск, что будут видны следы
интерференции, называемые муаром. Многие пакеты и программные
расширения для сканирования предлагают опцию дерастрирования,
которая моментально удаляет растровую структуру. Если ваш
сканер не имеет такой возможности, то нужно импортировать
цифровое изображение в программу редактирования изображений
и применить комбинацию фильтров, которые сначала размывают
изображение, а затем делают его более четким.
Деловые документы
для OCR
Документы, которые будут отсканированы для
долговременного архивного хранения, должны быть безупречны
(никаких следов кофе или пятен от еды, пожалуйста, если вы
не хотите сохранить их для потомства). Если память для хранения
ограничена, лучше сканировать в однобитном (черно-белом) режиме,
который уменьшает размер файла в восемь раз по сравнению с
размером файла при сканировании в полутоновом режиме grayscale.
Точная разрешающая способность сканирования будет продиктована
средой дальнейшего использования - низкое разрешение (200
ppi) для документов, которые будут посылаться по факсу, разрешение
от 600 ppi или выше для документов, которые предназначены
для вывода на принтер, и еще более высокое разрешение для
документов, которые будут храниться на слайдах или прозрачных
носителях.
Прозрачные носители
Прозрачные носители - слайды, пленки и негативы
- долгое время предпочитались рекламными агентствами, отделами
маркетинга и полиграфическими фирмами с большим бюджетом,
потому что более высокая плотность таких носителей обеспечивает
более широкие тоновые диапазоны, а также по причине присущей
им резкости. Они лучше всего сканируются высококлассными сканерами
или настольными барабанными сканерами, хотя все большее количество
планшетных сканеров тоже могут их сканировать. Прозрачные
носители более портятся от пыли и царапин, чем отражающие
оригиналы, поэтому очень важно обращаться с ними аккуратно.
Позитивные пленки
Когда сканируемый художественный оригинал
- 35-мм слайд или прозрачный носитель большего формата, следует
максимально избегать использования дубликатов. Дубликаты изначально
контрастнее, чем оригиналы, поэтому есть риск значительной
потери деталей в освещенных и затемненных зонах. Если же оригиналы
недоступны, то надо быть готовым к активной работе с тоновыми
кривыми во время сканирования или после для восстановления
ширины тонового диапазона.
Негативные пленки
Не все сканеры могут оцифровывать негативные пленки по причинам.
Если ваш сканер может это делать, изучите возможности программного
обеспечения и убедитесь в том, что сканер не просто инвертирует
цвета негативов. Может возникнуть необходимость компенсировать
исходный сдвиг цвета подложки пленки либо во время сканирования,
либо позже, используя программы редактирования изображений.
Чем выше качество исходного изображения
до сканирования, тем проще избежать печального результата.
Исправление дефектов отнимает гораздо больше времени, чем
очистка исходных материалов, и если очистить оригиналы до
сканирования, то продуктивность сканирования возрастет.
|