Факторы,
влияющие на сканирование
Оценка исходных
изображений
Разрешение
Практическое
сканирование
Практическое
сканирование
Опции программного обеспечения для сканирования становятся
сложнее день ото дня. Больше не нужно получать "сырое"
изображение, а затем выполнять все "важные" задачи
обработки в пакете редактирования изображений. Сегодня типичные
программные расширения планшетного сканера и сканера для обработки
промежуточного класса диапозитивов позволяют корректировать
тональность, балансировать цвет и повышать четкость изображений
"на лету", когда ни один пиксель еще не записан
на жесткий диск. Опции, ранее присущие только сканерам высокого
класса, например, удаление предыдущего растра, пакетное сканирование,
а также автоматическое цветоделение, сошли с высот барабанных
сканеров (которые долгое время единолично пользовались такими
возможностями) и теперь имеются в более скромных настольных
сканерах.
Основная
идея заключается в том, что в ваших же интересах выполнить
как можно больше задач обработки изображения предварительно,
до сканирования. Предварительная обработка позволяет вводить
только необходимые данные, что приводит к улучшению качества
изображения, экономит время в ходе всего технологического
процесса и позволяет уделить основное внимание более творческим
аспектам работы с изображениями, например, ретушированию,
выборочному улучшению качества и размещению в публикации.
Конечно,
для успешной предварительной обработки нужно знать в максимально
возможной степени специфику вывода изображения.
Получение
сканированного изображения высокого качества: краткий обзор
Рассмотрим последовательность существенно
важных и вспомогательных этапов, выполняемых при получении
сканированного изображения высокого качества. Порядок этапов,
которые вам придется выполнить при работе со своим сканером,
может измениться в зависимости от уровня сложности сопровождающего
программного обеспечения - просто пропустите шаги, которые
к вам не относятся.
Ниже приведены базовые процедуры для получения
качественно отсканированного изображения:
- Физически подготовьте сканер
к использованию.
- Подготовьте и позиционируйте
оригинал(ы) в сканере.
- Активизируйте программное
расширение сканера или соответствующее программное обеспечение.
- Проверьте предпочтительность
установок сканера.
- Выберите правильный тип оригинала.
- Выберите режим сканирования.
- Выберите адресат в зависимости
от того, планируется ли просматривать и редактировать изображение
на мониторе или вывести его непосредственно на печатающее
устройство.
- Проведите предварительное
сканирование оригинала.
- Кадрируйте или иначе откорректируйте
изображение предварительного просмотра.
- Установите разрешение и размеры.
- Отрегулируйте наиболее светлые
и темные точки, гамму и связанные тональные установки.
- Откорректируйте сдвиг или
прочие дисбалансы цвета.
- Если используется барабанный
сканер, то выполните увеличение четкости предварительно
сканированного изображения.
- Сканируйте изображение.
Если
в вашем сканере не предусмотрены все описанные здесь средства
предварительной обработки, отсутствующие этапы придется выполнить
в пакете редактирования изображений.
Однако,
независимо от того, обрабатываете вы изображение до или после
сканирования, основные принципы и важные этапы остаются неизменными.
В путь, и счастливого сканирования!
Подготовка сканера
Важную роль играет расположение сканера.
Если используется настольный сканер (планшетный сканер, сканер
для обработки диапозитивов или минибарабанный сканер), разместите
его на абсолютно ровной устойчивой поверхности во избежание
вибрации, которая может стимулировать артефакты сканирования
и даже повредить компоненты сканера. По той же причине избегайте
сильно хлопать крышкой сканера.
Имеют
значение и другие факторы, относящиеся к окружающей среде.
Сохраняйте область вокруг сканера по возможности свободной
от пыли, чтобы уродливые крапинки не попали на ваши оригиналы.
Электрические помехи - другой фактор, который может привести
к повреждению сканера и генерировать сверхъестественные ошибки
сканирования. Чтобы избавиться от электрических помех, размещайте
сканер далеко из флуоресцентных источников света или галогенных
ламп, которые используют понижающий преобразователь. Используйте
экранированный ферритовый кабель (некоторые изготовители поставляют
их) для соединения сканера с вашим компьютером или SCSI-устройствами
и приобретите оборудование для управления электропитанием
вашей системы.
Если вы работаете с планшетным
сканером или сканером для обработки диапозитивов, перед использованием
дайте ему прогреться по крайней мере 30 минут. Источники света
в таких сканерах некоторое время после включения увеличивают
яркость и цветовую температуру, что приводит к лучшим экспозициям
и сканированным изображениям с более широким тоновым диапазоном.
В заключение
удостоверьтесь, что сканер был недавно калиброван (если он
не имеет автокалибровки). Если используется CMS или если сканер
включает собственную установку управления цветом, убедитесь,
что профиль для вашего сканера корректировался не позже, чем
месяц или два тому назад.
Размещение
оригинала
Правильное размещение оригиналов в сканере
устраняет необходимость в отнимающем много времени вращении
предварительно оцифрованного изображения программным обеспечением
и помогает избежать повреждения чувствительных оригиналов.
Если используется планшетный сканер, который оцифровывает
только отражающие оригиналы, правильно разместите оригинал
лицевой стороной вниз, в центре пластины. (У флуоресцентных
ламп, используемых в большинстве планшетных сканеров, наблюдается
явление, называемое падение яркости - они создают лучшую освещенность
близко к центру и меньшую во внешних частях оригинала.) Если
слайд или диапозитив будут сканироваться на планшетном сканере,
который имеет адаптер для диапозитивов, поместите оригинал
лицевой стороной вниз и верхней стороной вниз. Для некоторых
сканеров с адаптерами диапозитива требуется, чтобы вы поместили
на пластину направляющие, чтобы предотвратить попадание рассеянного
света. Следите за тем, чтобы оригинал лежал абсолютно прямо;
поворот даже на один-два градуса делает оцифрованное изображение
раздражающе неоднородным. Вращение после сканирования всегда
связано с некоторыми потерями данных.
В сканерах
для обработки пленок и диапозитивов расположение линзы и матрицы
ПЗС определяет правильную ориентацию оригиналов. (Типичное
размещение - "вверх ногами" и лицевой стороной вниз.)
В некоторых специализированных 35-мм слайдовых сканерах пользователь
просто опускает слайд в щель. Сканеры, позволяющие обрабатывать
несколько типов оригиналов, включают отдельные типы держателей
для слайдов, пленочных негативов и диапозитивов большего формата.
Для
подготовки оригиналов для барабанных сканеров требуется большее
количество времени и работы, чем для других типов сканеров.
Поскольку барабан отделен от источника света зазором лишь
в несколько миллиметров, оригинал необходимо надежно прикрепить
к барабану, чтобы он не оторвался и не привел к ущербу, поскольку
барабан вращается с высокой скоростью. Специально для сканеров
были разработаны традиционные средства крепления прозрачных
оригиналов к барабану - вначале оригинал погружался в раствор,
затем равномерно и гладко обертывался вокруг поверхности барабана
и в заключение оригинал покрывался прозрачной пленкой. Этот
тонкий процесс невозможно использовать для отражающих оригиналов.
Сегодня все шире используется лента, а также специальный антидифракционный
аэрозоль, позволяющий предотвратить кольцеобразные артефакты
сканирования (кольца Ньютона), вызванные воздушными карманами
между установленным оригиналом и поверхностью барабана.
Активизация
программного обеспечения сканера
После того как установлены все физические
компоненты, пора активизировать программное обеспечение сканера,
которое обычно является или совместимым с Photoshop расширением,
или автономным пакетом программ. В Photoshop и программах
редактирования изображений, которые имеют аналогичную архитектуру,
доступ к расширению производится путем выбора соответствующей
команды из подменю File:Acquire. Высококачественные барабанные
и планшетные сканеры поставляются с эффективными пакетами
программ для сканирования и редактирования изображений, которые
позволяют отказаться от дополнительных программ.
После
доступа к программному обеспечению сканера до этапа предварительного
сканирования необходимо выполнить несколько шагов, гарантирующих
точность предварительного просмотра: откорректировать предпочтительные
установки сканера, задать тип оригинала и выбрать режим сканирования.
Выбор
типа оригинала
При использовании планшетного сканера с
адаптером диапозитивов, сканера для обработки диапозитивов
для мультимедиа или барабанного сканера необходимо сообщат
какой оригинал вы собираетесь оцифровывать. Варианты обычно
включают отражающий, прозрачный или негатив; для сканеров,
для обработки диапозитивов может задаваться формат диапозитива.
Не пропустите эту установку, в зависимости от типа сканера
она можем влиять на яркость источника света, фокус линзы и
доступную область отображения.
Выбор
режима сканирования
Режим сканирования описывает разрядность
битового представления или глубину цвета, используемые при
оцифровке изображения. К типичным режимам сканирования относятся
растровая или штриховая графика (1-битный черно-белый), полутоновый
серый (8-битный) и цветной RGB (24 или большее количество
бит). Если вы сканируете в полутоновом режиме, проверьте,
получает ли ваш сканер полутоновую информацию изо всех трех
каналов RGB или из одного канала. Некоторые сканеры позволяют
выбирать используемый метод и даже выбирать канал, который
послужит основой для серого полутонового изображения.
Совет: Зеленый канал
в изображении системы RGB содержит самый широкий тоновый
диапазонi и является наилучшим каналом для формирования
полутонового сканированного изображения, в котором важно
сохранить максимальное количество деталей. Если оригинал
затемнен, в качестве основы для получения полутонового сканированного
изображения следует выбрать красный канал, позволяющий записывать
самые яркие значения; если оригинал слишком светлый, для
полутонового сканированного изображения следует использовать
синий канал, который обычно записывает самые темные значения.
Барабанные сканеры обычно предлагают
опцию сканирования в системе CMYK. Фактически, проводится
сканирование оригинала в режиме RGB и затем немедленное преобразование
изображения в систему CMYK с помощью микропрограммного обеспечения
сканера. Однако, выбирая режим CMYK для сканирования, сначала
необходимо установить желательные опции допечатной подготовки
в программном обеспечении сканера, чтобы гарантировать правильность
общих ограничений печатной краски, уровня генерации черного,
UCR, GCR, UCA и другие установки, связанные с условиями печати.
В противном случае цвета в результирующем отпечатанном изображении
могут оказаться не такими, каких вы ожидаете.
Выбор
адресата
Некоторые пакеты программ сканера затребуют,
чтобы пользователь определил адресата сканированного изображения.
Эта установка указывает способ дальнейшей обработки изображения
в технологической цепочке и влияет на то, как сканер выводит
цвета. Если планируется редактировать изображение на экране,
выберите опцию адресата Display (дисплей) или Monitor Display
(дисплей монитора). Если вы собираетесь просто поместить не
ретушированное сканированное изображение в публикацию для
вывода в режиме PostScript, выберите опцию Halftone Printer
(полутоновый принтер). Некоторые сканеры включают опцию Continuous-Tone
Printer (принтер с непрерывным тоном), которая используется
в том случае, когда устройство окончательного вывода - сублимационный
принтер или струйный принтер высокого класса, а не имиджсеттер.
Предупреждение:
Если ваш сканер имеет установку Destination (адресат) и
планируется использовать изображение для нескольких типов
вывода, то следует генерировать отдельное сканированное
изображение для каждого типа вывода, чтобы гарантировать
правильную обработку цвета для каждого устройства вывода.
Примечание: В некоторых
программных интерфейсах сканера после выбора опции Нalfton,
сканер производит предварительное растрирование изображения
для заданной пространственной частоты растра, оцифровывая
оригинал в представлении черно-белых точек растра, а не
как цветное или полутоновое изображение. Если планируется
использовать в качестве устройства окончательного вывода
принтер в режиме PostScript или имиджсеттер, то следует
выполнять предварительное растрирование изображения только
в том случае, если вы хотите использовать чрезвычайно низкие
пространственные частоты растровой формы и необычные растры
для специальных эффектов.
Предварительное сканирование
оригинала
Предварительное сканирование - это предварительный
просмотр оригинала с низким разрешением, который помогает
пользователю ориентировочно определить оставляемую область
оригинала и задать наилучшие установки тона и цвета для сканированного
изображения. Убедитесь, что перед предварительным сканированием
выбран правильный вид предварительного просмотра (полутоновый
или цветной). Сканеры широко изменяются по качеству гибкости
вариантов предварительного просмотра изображений. Пользователю
будет проще определить точные входные установки (и получить
хорошее основное сканированное изображение), если его сканер
предлагает большие (или с переменным размером) окна предварительного
просмотра, простые в использовании средства кадрирования,
несколько уровней увеличения, а также демонстрацию измерений
предварительно просмотренного изображения в результате изменения
установок тона или цвета в реальном масштабе времени. Барабанные
и планшетные сканеры высокого качества, используемые в агентствах
по подготовке цветных иллюстраций и сервисных бюро, обладают
возможностью показа полноэкранных предварительных просмотров,
что облегчает точный анализ деталей.
Кадрирование
и изменение размера предварительно просмотренного изображения
Кадрируйте предварительно просмотренное
изображение так, чтобы оцифровывалась только необходимая часть
оригинала. Большинство сканеров предлагает по крайней мере
элементарные средства, чтобы с помощью мыши определить область
кадрирования; многие модели позволяют устанавливать область
кадрирования в цифровой форме. Кадрирование более точно, если
сканер позволяет изменять размер окна предварительного просмотра
или увеличить предварительно просматриваемое изображение один
или несколько раз, чтобы, рассмотреть детали. Большинство
интерфейсов сканеров показывает входные размеры кадрированной
области в ходе ее корректировки.
Корректировка
размера и установка разрешения
Определение соответствующего разрешения
при сканировании - одна из наиболее важных задач ввода изображений.
Если в изображение введен недостаточный объем информации,
то оно будет выглядеть зубчатым и мозаичным после окончательного
вывода. Если вы сканируете со слишком большим разрешением
(более распространенный случай), то тратите впустую пространство
жесткого диска, вычислительную мощность и средства на вывод
изображения и даже можете поставить под угрозу качество изображения.
Входное
разрешение может определяться автоматически, программным обеспечением
сканера, или вручную - пользователем. Автоматизированное вычисление
обычно производится с использованием одного из следующих вариантов:
- вы вводите коэффициент увеличения,
линиатуру растра для вывода и коэффициент растрирования
(или коэффициент качества), а программное обеспечение определяет
разрешение на основании этих данных, а также размеров области
кадрирования;
- вы вводите желательные размеры
выводимого изображения, и программное обеспечение вычисляет
разрешение на основании этих данных, коэффициента качества,
плотности растра, а также размеров области кадрирования.
Корректировка тонов
Можно изменить способ воспроизведения сканированного
оригинала, настраивая тональность, цвет или обе эти характеристики.
Сначала всегда корректируйте тональность, чтобы получить соответствующий
диапазон тонов, от светлых до темных, хорошую детальность
изображения в области промежуточных тонов, а также радующую
глаз связь яркости и контраста в изображении. Только после
установки тонов имеет смысл приступить к коррекции сдвигов
цвета и улучшению цвета в изображении.
Корректировка
тонов важна для любого изображения, но неотъемлема для сканированных
изображений, предназначенных для вывода на печать. Взаимодействие
между типом печатной машины, впитывающей способностью бумаги
и характеристиками печатной краски, приводит к необходимости
сжатия тонов в сканированных изображениях для вывода на печать;
в противном случае детали в самых светлых областях изображения
будут опущены, а в самых темных областях превратятся в черный
фон. Печатный станок, бумага и печатная краска также ответственны
за явление увеличения размера растровой точки, приводящее
к затемнению тонов средней яркости в напечатанном изображении.
Одна из задач корректировки тонов должна заключаться в предварительной
компенсации увеличения размера растровой точки путем соответствующей
обработки тонов средней яркости.
Совет: Ожидаемое
увеличение размера растровой точки и рекомендуемые ограничения
тонового диапазона зависят от конкретного типа бумаги и
стандартов печатной краски, используемых для печати. Всегда
консультируйтесь с вашим поставщиком, чтобы получить эти
спецификации перед сканированием. Если вы не смогли получить
эту информацию, сканируйте изображение с полным диапазоном
тонов и не применяйте никаких корректировок тонов к предварительно
сканированному изображению. Корректировать тона вы сможете
при последующей обработке с помощью программы редактирования
изображений.
Для получения наилучших результатов
корректировку тонов предварительно сканированного изображения
следует производить в конкретном порядке. Сначала корректируйте
белые и черные точки, затем параметр Гамма и в заключение,
при необходимости, другие тоновые диапазоны в изображении.
Ниже описано, как выполнять эти корректировки, и указана их
роль в воспроизведении изображения.
Средства
корректировки тонов
Интерфейсы сканеров предлагают ряд средств
и методов для регулирования тональности. Распространенные
опции включают ввод цифровых значений, слайдеры, гистограммы,
инструменты выбора, редактируемые тоновые кривые, а также
автоматические средства корректировки тонов. Рассмотрим вкратце,
как работает каждая методика:
- ввод цифровых значений - эта
регулировка позволяет назначать минимальные и максимальные
уровни яркости для полутонового или цветного изображения,
используя значения от 0 до 255 (см. "Выбор наиболее
светлого и наиболее темного участка" ниже). Значение
0 соответствует черному, а значение 255 - белому. Изменяя
эти значения, можно ограничить тоновый диапазон сканированного
изображения, не меняя в нем связи относительной яркости
и контраста;
- наиболее светлый участок,
тень и слайдеры Гамма - многие интерфейсы сканеров включает
простой слайдер и текстовое окно, которые могут использоваться
для того, чтобы преобразовать наиболее светлый участок,
тень и значения тона средней яркости. Значения Гамма меньшие,
чем значение по умолчанию (1,0), затемняют тона средней
яркости, а значения больше 1,0 осветляют их
- гистограммы - эти графики
показывают распределение значений тона в оригинальном изображении.
Если гистограмма, которую позволяет выводить программное
обеспечение вашего сканера, является редактируемой, то можно
использовать числа или слайдеры, чтобы преобразовать наиболее
светлый участок, тень и значения тонов средней яркости;
- инструменты выбора - некоторые
интерфейсы сканирования включают инструменты, похожие на
пипетку, с помощью которых можно выбирать значения наиболее
светлых и теневых участков в интерактивном режиме из предварительно
сканированного изображения. При выборе пиксела с помощью
инструмента выбора наиболее светлого участка этому пикселу
автоматически присваивается значение самого яркого тона,
и он преобразуется к белому. Щелкнув на пикселе инструментом
отбора тени, вы припишете ему самый темный тон и преобразуете
к черному. Некоторые пакеты программ для сканирования включают
и инструмент выбора для установки значения среднего тона,
что эффективно корректирует гамму;
- редактируемые
тоновые кривые - тоновые кривые являются, возможно, наиболее
гибким и сложным средством корректировки тонов. Они позволяют
преобразовывать уровни яркости и контраста в любом числе
тональных точек, а не только для экстремальных значений
и тона средней яркости, как для средств других типов. Большинство
интерфейсов сканера, которые обладают возможностью работы
с тоновыми кривыми, позволяют загружать и сохранять установки
кривой для использования с однотипными изображениями;
- опции автоматической корректировки
- большая часть программного обеспечения для сканирования
предлагает опцию "автоматическая корректировка"
или "автоматическая экспозиция", которая перераспределяет
тона в оригинале, чтобы включить полный диапазон от белого
до черного. Выбор этой опции изменяет контрастные связи
в изображении. Качество подобных опций изменяется в широких
пределах для сканеров различных моделей. Они не могут обеспечить
точность корректировки тонов, которой можно добиться, используя
кривые, средства выбора или гистограммы. Подобные опции
полезны для изображений, которые будут выводиться в компьютерных
средах, но не для изображений, предназначенных для печати
(см. ниже "Выбор наиболее светлого и наиболее темного
участка").
Выбор наиболее светлого и
наиболее темного участка
Самая яркая и самая темная точка цифрового
изображения (иногда называемые точками белого и черного) -
это самые яркие и самые темные значения тона в изображении,
которые еще содержат детали. Вы должны установить эти точки,
учитывая запланированный тип вывода изображения. Изображения,
предназначенные для любой среды, отличной от печати, должны
содержать полный диапазон тонов от черного до белого; в подобных
случаях установите для наиболее светлого участка значение
0 (или 0 процентов), а для темной точки 255 (или 100 процентов),
или используйте опцию автоматической коррекции, чтобы генерировать
весь спектр тонов.
Однако это не относится
к выводу изображений на печать. В этом случае обычно производится
преобразование точек белого и черного в ходе сканирования,
при котором самому яркому участку в изображении приписывается
значение яркости меньшее, чем у белого, а самому темному -
значение яркости большее, чем у черного. Этот процесс сжимает
тоновый диапазон для целей печати так, чтобы светлые подробности
не исчезли в белом, а подробности в самых темных областях
изображения не стали неразличимо черными.
Некоторые
оригиналы содержат зеркальные блики - области изображения,
которые на печати должны быть чисто-белыми (без деталей).
Если программное обеспечение вашего сканера включает инструмент
выборе наиболее светлого участка, вы можете сохранять на сканированном
изображении эти чрезвычайно яркие области как белые, выбрав
в качестве наиболее светлого участка немного более темный
пиксел, чем зеркальный блик В результате именно этот уровень
яркости (а не белый) определит самый светлый уровень детальности
при сканировании изображения, и более светлые области оригинала
останутся белыми. Того же можно добиться с помощью редактируемой
гистограммы, перемещая слайдеры ввода к экстремальным значениям
тона или используя тоновую кривую, увеличив угол ее наклона
в области наибольших яркостей.
Печатный
станок и тип бумаги совместно определяют правильный выбор
точек белого и черного при выводе изображения в конкретной
публикации.
В таблице
перечислены рекомендации по выбору точек белого и черного
на основании условий печати (SWOP).
Тип печатной машины/
Тип бумаги
|
Рекомендуемая точка белого
|
Рекомендуемая точка черного
|
Типичное
величение размера растровой точки
|
Листовая/мелованная |
1-4%
|
93-98%
|
4%
|
Листовая/немелованная |
3-5%
|
90-95%
|
8%
|
Термо/листовая |
3-5%
|
85-95%
|
14-20%
|
Термо/немелованная |
3-7%
|
80-93%
|
18-25%
|
Газетная/мелованная |
3-5%
|
78-90%
|
20-26%
|
Газетная/немелованная |
3-5%
|
78-85%
|
22-28%
|
Газетная/газетная |
2-7%
|
72-86%
|
26-30%
|
Совет: При выборе точек
черного и белого руководствуйтесь тоновым содержанием оригинала.
Когда оригинал содержит большие области теневых деталей,
которые желательно воспроизвести, следует уменьшить значение
точки черного на несколько процентов ниже уровня, рекомендованного
для ваших условий печати. Напротив, если оригинал содержит
большие области светлых деталей, увеличьте значение точки
белого на несколько процентов выше рекомендуемого уровня.
Чтобы восстановить приятный для глаза контраст, после установки
точек белого и черного необходимо корректировать тона средней
яркости, что также известно как корректировка параметра
Гамма.
Корректировка
параметра Гамма
Всякий раз, изменяя
значения тонов средней яркости изображения, вы автоматически
воздействуете и на другие тональные и контрастные связи в
изображении, часто драматическим образом. Эту базовую операцию
следует делать нелинейным образом, которым человеческий глаз
воспринимает яркость. Осветляя тона средней яркости, вы также
осветляете более темные и более яркие области изображения;
затемняя тона средней яркости, вы также уменьшаете яркость
и более темных, и более светлых областей. Поэтому, корректируя
параметр Гамма оригинала для целей сканирования, вы фактически
манипулируете связью яркости и контраста во всем изображении.
Корректировку параметра
Гамма можно использовать для нескольких целей:
- она может компенсировать
проблемы экспозиции в оригинале, например, "вытягивать"
смазанные детали в недодержанной или передержанной фотографии;
- она может усиливать
контраст и детализированность в изображении с распределением
тонов, смещенным в область белого или черного;
- это - основной способ
восстановить контраст любого изображения, которое было сглажено
после корректировки точек белого и черного;
- это - эффективная
методика для компенсации увеличения размера (растровой)
точки, происходящего в ходе печати.
Большинство
пакетов программ для сканирования предлагает несколько методов
для корректировки тонов средней яркости. Опции могут включать
числовую установку Гамма, слайдер Гамма в гистограмме, кривую
для управления тонами средней яркости, а также другими тонами,
или все эти варианты. Если ваш интерфейс сканера позволяет
корректировать тональность с помощью слайдеров, передвиньте
слайдер Гамма или тона средней яркости вправо, чтобы осветлить
тона средней яркости, или влево, чтобы затемнить их. Если
вы предпочитаете работать с тоновыми кривыми, то можете осветлять
тона средней яркости, формируя выпуклую кривую, и затемнять
их, формируя вогнутую кривую.
Корректировка
Гамма и увеличение размера растровой точки
Коррекции Гамма или тонов средней яркости
в предварительно сканированном изображении особенно полезны
при компенсации увеличения размера растровой точки. Увеличение
размера растровой точки (растискивание) описывает тенденцию
к распространению и затемнению точек растра, связанную с взаимодействием
между печатным станком, типом бумаги (или пленки) и печатной
краской. Цифра, которую обычно приводят продавцы печатного
оборудования, описывает степень увеличения для точек 50-процентного
растра, где этот эффект проявляется сильнее всего. Степень
увеличения размера точки уменьшается к концам диапазона тонов,
хотя сильнее проявляется в теневых областях, чем на наиболее
светлых участках.
В полиграфии
наблюдается большой разброс мнений по поводу того, в чем измеряется
увеличение размера растровой точки - относительных или абсолютных
единицах. Эта проблема критически важна, поскольку определяет,
каким образом должно компенсироваться увеличение размера точки.
Так в чем же дело? Все зависит от того, кто приводит рисунки.
Профессионалы печатного дела, изучившие свое ремесло до появления
настольных издательских средств, отсчитывают увеличение размера
точки относительно точки 50-процентного растра (тон средней
яркости). Для них 20-процентное увеличение размера растровой
точки означает, что значение тона, производимого 50-процентной
точкой, затемняется на 20 процентов от этих 50 процентов или
на 10 процентов в абсолютных цифрах - следовательно, 50-процентный
серый становится при печати 60-процентным. С другой стороны,
профессионалы, выросшие рядом с настольными издательскими
средствами, измеряют увеличение размера растровой точки в
абсолютных цифрах - 20-процентное увеличение размера точки
означает, что 50-процентная растровая точка печатается как
70-процентная. Всякий раз, когда представитель печати цитирует
процент увеличения размера растровой точки, выясните, о чем
идет речь - об относительном или об абсолютном увеличении.
Это разночтение может определять различие между совершенным
тоновым балансом и балансом слишком темным или слишком светлым.
С
учетом этих особенностей возможно откорректировать Гамма,
чтобы предварительно компенсировать увеличение размера растровой
точки. Допустим, вы сканируете изображение с равномерным распределением
тонов и ожидаете 20-процентного увеличения размера точки,
измеренного в абсолютных цифрах. Если интерфейс вашего сканера
поддерживает тоновые кривые, переместите точку 50 процентов
вниз, на отметку чуть выше 30 процентов (помните, что увеличение
размера точки сильнее проявляется в тонах средней яркости,
чем в более светлой области тонового диапазона). Сканированное
изображение в тонах средней яркости будет выглядеть светлее
оригинала, но при печати 30-процентная точка увеличится и
превратится в 50-процентную - как и должно быть. Если вы ожидаете
20-процентное увеличение размера точки, измеряемое в относительных
единицах, то переместите точку 50 процентов на кривой вниз,
до 40 процентов (20 процентов от 50 процентов - на 10 процентов
меньше, чем 50 процентов). Руководствуйтесь тональной структурой
оригинала. Так, например, не имеет смысла слепо компенсировать
только тона средней яркости, если значительная часть изображения
затенена.
При
корректировке цветных изображений сначала всегда применяют
корректировку Гамма к составному изображению. Затем, в случае
необходимости, порознь корректируйте тона средней яркости
в отдельных каналах систем RGB или CMYK.
Совет: Запрашивая спецификации
увеличения размера растровой точки для работы в печати,
спросите о полном увеличении размера точки от пленки до
печатной машины, а не от пробного оттиска до печатной машины.
Многие цитируют последнюю цифру, которая меньше и не обладает
достаточной точностью для полностью цифрового технологического
процесса.
Корректировка
четвертьтоновых точек
Преобразование наиболее светлых и теневых
участков и тонов средней яркости оригинала до сканирования
иногда недостаточно эффективно, чтобы достигнуть желаемых
результатов при выводе на печать. Чтобы придать изображению
настоящий блеск, часто необходимо корректировать тональность
в четырех или пяти точках, а не только в трех. Две дополнительных
точки - четвертьтоновые точки, которые соответствуют значениям
25 и 75 процентов на тоновой кривой. Решая, как формировать
кривую предварительного сканирования, руководствуйтесь тоновой
структурой оригинала. Следуйте перечисленным ниже общим руководящим
принципам, чтобы усилить контраст и подчеркнуть детали:
- изображения с распределением тонов,
смещенным в область белого - немного затемните тона в области
три четверти (75-процентные тона) и тона средней яркости,
не изменяя тона первой четверти (значение 25 процентов);
- изображения с распределением тонов,
смещенным в область черного - значительно осветлите тона
в области три четверти и в меньшей степени тона средней
яркости и тона в первой четверти.
- сбалансированные изображения - создайте
S-образную кривую, в которой тон средней яркости остается
фиксированным на 50 процентах, тона в области три четверти
немного затемнены, а четвертьтоновые точки осветлены.
Улучшение
и корректирование цвета
Предоставляемые для сканеров средства улучшения
и коррекции цветовых характеристик при предварительной обработке
изменяются в широком диапазоне. Наиболее сложные опции, например,
наложение масок и автоматическое цветоделение, имеются в основном
в пакетах программ, которые поставляются со стационарными
и настольными барабанными сканерами высокого класса. Однако
даже для большей части сканеров промежуточного класса и простых
моделей имеются программные средства, которые могут устранять
сдвиги цвета и корректировать цветовой тон и насыщенность
при предварительном сканировании. В некоторых случаях те же
средства, которые помогают корректировать тон, могут использоваться
для корректировки связей цветов. Некоторые интерфейсы сканеров
включают специализированные инструменты для этих целей.
Никогда
не пытайтесь корректировать цвета при предварительном сканировании,
если ваша система не была калибрована - либо вручную, либо
с помощью программного обеспечения управления цветом.
Предупреждение: Сделайте
все необходимые корректировки тонов при предварительном
сканировании прежде, чем пытаться корректировать цвета.
Если вы будете устанавливать наиболее светлый и темный участок,
тон средней яркости и четвертьтоновые значения после улучшения
цветовых характеристик, то цвета в изображении сдвинутся,
и, возможно, весьма существенно.
Исправление
сдвигов цвета
На фотоснимках, слайдах и диапозитивах часто
наблюдается значительный сдвиг цвета из-за цветовых характеристик
пленки, ошибок при обработке или условий освещения, при которых
производилась съемка. Цвета на ночных фотоснимках, сделанных,
например, при флуоресцентном освещении, часто сдвигаются к
зеленому. Некоторое пакеты программ для сканеров могут автоматически
обнаруживать сдвиги цвета и удалять их по щелчку кнопки. Если
у вашего сканера не имеется подобной опции, все же можно устранять
сдвиги цвета до сканирования, уменьшая объем нежелательного
цвета в предварительно сканированном изображении и сдвигая
его к дополнительному цвету. К интуитивным методам для достижения
этой цели относятся:
- использование тоновых кривых или
гистограмм для корректировки цвета на основе анализа отдельных
каналов;
- корректировка цветового тона и насыщенности;
- балансировка цвета.
Для удаления сдвигов
цвета исследуем базовые способы, которые используются в каждом
из этих методов.
Обнаружение
сдвигов цвета в предварительно сканированном изображении
Не все сдвиги цвета видны невооруженным
глазом. Если программное обеспечение вашего сканера включает
инструмент Eyedropper ("пипетка") или другой тип
экранного денситометра, то самый простой способ обнаружить
сдвиг цвета состоит в том, чтобы проверить градации цветов
RGB предварительно сканированного изображения в области, которая
должна быть белой или нейтрально-серой. Если все три значения
RGB идентичны или чрезвычайно близки, то все в порядке. Но
если они существенно расходятся, то определенно имеется сдвиг
цвета. В таких случаях цвет или цвета с самым высоким значением
(значениями) показывают направление сдвига цвета и указывают,
какой цвет (цвета) необходимо ослабить, чтобы снова привести
цвета в равновесие.
Совет: Если оригинал не
содержит каких-либо нейтральных цветов, предварительно сканируйте
его вместе с частью 18 % серой пластины. Эти пластины имеют
отражающую способность поверхности 50 процентов серого и
могут обеспечивать стандартизированный эталонный цвет для
коррекции при предварительном сканировании.
Работа
с каналами
Тоновые кривые и гистограммы в интерфейсах
сканеров обычно позволяют корректировать цвет, анализируя
канал за каналом в составном изображении. Один из способов
удаления сдвигов цвета состоит в том, чтобы корректировать
цвет в "канале-нарушителе", используя те же принципы,
с помощью которых корректируется тональность в составном изображении.
Тоновый диапазон, в котором сдвиг цвета наиболее очевиден,
должен направлять вас при работе с кривыми. Так, если предварительно
сканированное изображение выглядит слишком зеленым в тонах
средней яркости, то хорошей стратегией был бы выбор кривой
для зеленого канала и уменьшение 50-процентного значения путем
формирования вогнутой кривой, которая сдвигает тона средней
яркости (и в меньшей степени тона 1/4 и 3/4) от зеленого к
пурпурному. Вы можете получить сходный результат, уменьшая
значение Гамма или перемещая влево слайдер тона средней яркости
в гистограмме соответствующего канала.
Корректировка
цветового тона и насыщенности
Другая методика удаления сдвигов цвета заключается
в корректировании цветового тона и насыщенности предварительно
сканированного изображения с помощью круговой диаграммы цветов
или слайдера. Допустим, что вы работаете с оригиналом, в котором
наблюдается сдвиг желтого цвета в наиболее светлых участках,
потому что снимок был сделан в условиях неподходящего освещения
с использованием недостаточно мощной вспышки. Ваша цель -
сдвинуть цвета наиболее светлых участков от желтого к дополнительному
цвету, синему. Это можно сделать, сначала выбрав опцию Highlight,
а затем щелкнув в синей области круговой диаграммы и экспериментируя
с различными уровнями насыщенности.
Слайдеры
балансирования цветов
Третья популярная методика удаления сдвигов
цвета в предварительно сканированном изображении заключается
в использовании слайдеров балансирования цветов. Для уменьшения
излишка нежелательного цвета просто перемещают слайдер, представляющий
этот цвет, к противоположному концу слайдера (к дополнительному
цвету). Некоторые интерфейсы сканеров позволяют ограничивать
балансирование цветов конкретными тоновыми диапазонами.
|